Программа по плаванию в МБУДО-ДООЦ «Арго» для 5-11 классов

  • (1)

В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся. Регулярные занятия детей и подростков плаванием – активная форма подготовки к требованиям социума в современном обществе. Курс «Плавание» изучается с 5 по 11 класс в течение четверти 14 часов из расчёта 2 ч в неделю. После прохождения обучения сдаются контрольные нормативы.

 

При проведении занятий должны быть учтены возрастные особенности психологического и физического развития учащихся. Следовательно, занятия по оздоровительному плаванию регламентируются четкими рамками индивидуализированного подбора упражнений и соответствующего дозирования физической нагрузки.

 

Актуальность программы заключается в том, что плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно- двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.

 

При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.

Основное внимание уделяется доступности занятий для учащихся, обучиться плавать различными способами спортивного плавания, в урочное время. В программу включено изучение не только техникам плавания кроль на груди и кроль на спине, а также и техникам плавания брасс, эстафетное плавание, выполнению стартов и поворотов в способах плавания, элементам прикладного плавания, а также получить и теоретический минимум знаний.

Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

 

В связи с этим общими принципами  и новизной занятий на уроке плавания являются:

1) осуществление индивидуального подхода в групповом занятии с учетом функциональной подготовленности занимающихся;

2) оздоровительная направленность методики занятий в бассейне;

3) при обучении физическим упражнениям соблюдение принципа от простого к сложному;

4) простота и доступность физических упражнений каждому занимающемуся;

5) соответствие упражнений в подготовительной части занятия решению задач основной части;

6) постепенное повышение кривой физиологической нагрузки в основной части занятия и снижение до исходной или близкой к ней величины в заключительной части;

7) систематическое проведение занятий.

Содержание программы

Программа состоит из: пояснительной записки, результатов обучения, контрольных нормативов, тематического планирования, материально-технической базы.

Учебный план:

5-6 класс (14 часов)

Движения ног при плавании кролем на груди - 2 часа.

Движения рук при плавании кролем на груди - 2 часа.

Согласованность движений ног и рук при плавании кролем на груди - 2 часа.

Движения ног при плавании кролем на спине. Отработка координации кроля на груди и кроля на спине - 2 часа.

Согласованность движений ног и рук при плавании кролем на спине – 2 часа.

Плавание в полной координации кролем на груди и на спине – 2 часа.

Контрольные испытания − 2 часа.

 

7-9 класс (14 часов)

Движения ног при плавании кролем на груди и на спине – 2 часа.

Движения рук при плавании кролем на груди – 2 часа.

Согласованность движений ног и рук при плавании кролем на груди и на спине – 2 часа.

Контроль за элементами исполнения техники кролем на груди и на спине. Движения ног при плавании брассом – 2 часа.

Совершенствование техники плавания кролем на груди и на спине.Движения рук при плавании брассом в согласованности с дыханием – 2 часа.

Согласованность движений ног и рук при плавании брассом – 2 часа.

Плавание в полной координации на груди и на спине. Закрепление техники плавания. Контроль – 2 часа.

 

10-11 класс (14 часов)

Движения ног при плавании кролем на груди и на спине – 2 часа.

Подводящие упражнения,теория Движения рук при плавании кролем на груди и на спине – 2 часа.

Согласованность движений ног и рук при плавании кролем на груди и на спине – 2 часа.

Координационные движения при плавании кролем на груди и на спине – 2 часа.

Движения ног при плавании брассом Плавание кролем на груди и на спине.Движения рук при плавании брассом в согласованности с дыханием и оценка техники исполнения при плавании брассом - 2 часа.

Совершенствование техники плавания – 2 часа.

Закрепление техники плавания. Контроль – 2 часа.

Цели программы

Цель: Формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

 

Задачи

Образовательные:

- начальное обучение элементам техники плавания;

- обучение основам физиологии и личной гигиены, профилактике простудных заболеваний и травматизма;

- обучить технике плавания и привить безбоязненное отношение к воде.

  

Развивающие:

- формирование потребности в регулярной двигательной активности;

- развивать физические качества (гибкость, координация, быстрота).

 

Воспитательные:

- формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и к здоровому образу жизни воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

- формирование интереса и потребности в занятиях физической культурой;

- воспитание активности, самостоятельности, нравственно-волевых качеств личности.

Результат программы

Согласно предоставленной программе, учащиеся должны приобщиться к занятиям плаванием и освоить необходимый минимум двигательных умений;

 

В результате обучения учащиеся:

  • осваивают минимальный теоретический объём представлений о плавании,
  • знакомятся с основными способами плавания, существующими в этом виде спорта, видами прикладного плавания,
  • развивают физические качества: силу; выносливость; координацию, развивают определенный уровень физической подготовки;

 

В практическом плане учащиеся осваивают базовые элементы, которые включают в себя:

  • общеразвивающие и имитационные упражнения на суше;
  • подготовительные упражнения для освоения с водой;
  • погружение в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде;
  • всплывание и лежание на воде;
  • выдохи в воду; скольжения;
  • учебные прыжки в воду;
  • игры на воде;
  • изучение способа плавания кроль на груди;
  • изучение способа плавания кроль на спине;
  • старты из воды;
  • старты с тумбочки;
  • изучение способа плавания брасс;
  • изучение способа плавания баттерфляй; упражнения для изучения облегчённых стартов и поворотов;
  • способы прикладного плавания; закрепление навыка избранного способа плавания.
  • овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей и подростков.
  • повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей и подростков;
  • Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.


В рамках реализации программы и популяризации плавания в течение учебного года проводятся:

  •  «Веселые старты» на воде;
  •  Сдача норм ГТО;
  •  Спартакиада школьников р.п Краснообск.

В каждой четверти результаты обучения детей оцениваются учителем на контрольных уроках.

Особые условия проведения

К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, предоставившие справки и не имеющие противопоказаний врача.

Материально-техническая база

  • плавательные доски;
  • игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров;
  • колобашки;
  • лопатки.