Программа по плаванию в МБУДО-ДООЦ «Арго» с учениками 1-4 классов

  • (3)

В программе заложены и раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы плавательной подготовки учащихся. Регулярные занятия детей и подростков плаванием – активная форма подготовки к требованиям социума в современном обществе. Курс «Плавание в младшем школьном возрасте» изучается с 1 по 4 класс в течение четверти, 14 часов из расчёта 2 ч в неделю. После прохождения обучения сдаются контрольные нормативы.

 

При проведении занятий должны быть учтены возрастные особенности психологического и физического развития учащихся. Следовательно, занятия по оздоровительному плаванию регламентируются четкими рамками индивидуализированного подбора упражнений и соответствующего дозирования физической нагрузки.

 

Актуальность программы заключается в следующем: умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Хорошо плавающий человек никогда не рискует жизнью, находясь в воде. Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого ребенка. За время занятий дети должны овладеть основами плавания: научиться нырять, проплывать под водой, правильно дышать и плавать работая руками и ногами на груди и на спине. Реализация программы ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, – стремлению к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо, плавать. Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни,  бережно относиться к своему здоровью,  знакомят с элементарными правилами безопасного поведения, тем самым способствуя социальной адаптации ребенка.

 

В связи с этим общими принципами и новизной программы являются:

1) осуществление индивидуального подхода в групповом занятии с учетом функциональной подготовленности занимающихся;

2) оздоровительная направленность методики занятий в бассейне;

3) при обучении физическим упражнениям соблюдение принципа от простого к сложному;

4) простота и доступность физических упражнений каждому занимающемуся;

5) соответствие упражнений в подготовительной части занятия решению задач основной части;

6) постепенное повышение кривой физиологической нагрузки в основной части занятия и снижение до исходной или близкой к ней величины в заключительной части;

7) систематическое проведение занятий.

Содержание программы

В результате реализации программы, обучающиеся будут знать:

Личностные результаты:

- правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время плавания;

- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание умственных, физических нагрузок, отдыха;

- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

 

Метапредметные результаты:

- знать основы самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность.

 

Предметные результаты:

- овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учетом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;

- приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий плаванием с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;

- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития, осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и соотносить с общепринятыми нормами.

 

В результате реализации программы, обучающиеся будут уметь:

Личностные результаты:

- в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью проплывать дистанцию 25м выполняя старт из воды; в равномерном темпе плыть до 10 минут (мальчики) и до 7 минут (девочки);

- демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических способностей;

- владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности, самостоятельно выполнять упражнения на развитие выносливости, силы, скоростно-силовых качеств, координации;

- участвовать в соревнованиях по плаванию.

 

Метапредметные результаты:

- уметь выполнять разнообразные физические упражнения;

- уметь выполнять двигательные действия в избранном способе плавания;

- уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

 

Предметные результаты:

- умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению, осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических (координационных) способностей, контролировать и анализировать эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения;

- интересно и доступно излагать знания о физической культуре (разделе плавания), умело применяя соответствующие понятия и термины.

 

Учебный план

1 класс (14 часов):

Подготовка к освоению водной среды – 2 часа.

Имитационно-развивающий комплекс – 2 часа.

Подводящий комплекс упражнений для освоения кроля на груди – 2 часа.

Спинно-грудная отработка скольжений – 2 часа.

Отработка дополнительных упражнений на скольжение – 2 часа.

Подводящее упражнение для кроля на спине. Закрепление навыка дыхания – 2 часа.

Согласованность движений ног и рук при плавании кролем на груди. Сдача контрольных нормативов – 2 часа.

2 класс (14 часов):

Подготовка к освоению водной среды – 2 часа.

Повтор ранее пройденного материала – 2 часа.

Отработка плавательных элементов – 2 часа.

Движения рук при плавании кролем на груди и спине Освоение эффективных телодвижений в плавании – 2 часа.

Комплекс упражнений на закрепление скольжения в различных положениях при помощи рук и ног – 2 часа.

Отработка навыка дыхания в плавании кролем – 2 часа.

Закрепление и сдача нормативов – 2 часа.

3 класс (14 часов):

Введение в работу – 2 часа.

Обзорный контроль пройденного материала – 2 часа.

Отработка кроля на груди – 2 часа.

Плавание в полной координации кролем на спине Отработка техники удара ног брассом – 2 часа.

Освоение техники работы рук в брассе – 2 часа.

Отработка техники брасса – 2 часа.

Закрепление и сдача нормативов – 2 часа.

4 класс (14 часов):

Введение в работу и обзорный контроль пройденного материала – 2 часа.

Плавание в полной координации кролем на груди – 2 часа.

Отработка кроля на спине – 2 часа.

Плавание в полной координации кролем на спине – 2 часа.

Отработка дыхания брассом – 2 часа.

Отработка техники брасса – 2 часа.

Закрепление и сдача нормативов – 2 часа.

Цели программы

Цель: формирование здорового образа жизни у учащихся школы, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целом и к плаванию в частности, укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.

 

Задачи:

Образовательные:

- начальное обучение элементам техники плавания;

- обучение основам физиологии и личной гигиены, профилактике простудных заболеваний и травматизма;

- обучить технике плавания и привить безбоязненное отношение к воде.

 

Развивающие:

- формирование потребности в регулярной двигательной активности;

- развивать физические качества (гибкость, координация, быстрота).

 

Воспитательные:

- формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и к здоровому образу жизни воспитание морально-этических и волевых качеств, становление спортивного характера;

- формирование интереса и потребности в занятиях физической культурой;

- воспитание активности, самостоятельности, нравственно-волевых качеств личности.

Особые условия проведения

К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, предоставившие справки и не имеющие противопоказаний врача. 

Материально-техническая база

  • Плавательные доски.
  • Игрушки, предметы, плавающие разных форм и размеров.
  • Колобашки.
  • Лопатки.