Программа «Планета Загадок»

  • (9)

Программа направлена на становление личности ребенка через использование краеведческого материала, учитывающего возрастные и психологические особенности школьников. Она расширяет культурное пространство самореализации личности ребенка путем обмена видами деятельности, создает условия для формирования каждым ребенком собственных представлений о себе и окружающем мире.

Отличительная особенность программы в том, что содержание программы состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания.

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей.

Данная программа научно-технической направленности и определяет социальное направление развития личности, так как специфика кружка «Планета Загадок» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере научно-технические, природоведческие, социально-обществоведчес­кие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Оригинальность ее состоит в тщательно продуманной интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную.

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре к родной речи, к традициям своей семьи, родной стране, воспитание основ гражданственности – задача первостепенной важности. Любовь к своему дому, школе, к городу или поселку, где  родился ребёнок, чувство восхищения родным краем – чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с учащимися. Это и будет шагом на пути формирования у учащихся чувства патриотизма, любви к своей Родине, к культуре русского народа.

Педагоги

Медведева Ольга Владимировна, стаж работы − 25 лет, высшее образование, высшая квалификационная категория.

Индивидуальные профессиональные достижения:

  1. Почётная грамота Министерства образования, науки, и инновационной политики Новосибирской области за заслуги в обучении и воспитании подрастающего поколения, многолетний добросовестный труд.
  2. 2015 г. Благодарность начальника управления образования администрации Тогучинского района Новосибирской области за работу в экспертной комиссии 7-й муниципальной научно-практической конференции школьников по географии.
  3. 2017 г. Грамота начальника управления образования администрации Тогучинского района Новосибирской области за подготовку призёра 8-й научно-практической конференции школьников по географии.
  4. 2018 г. Благодарственное письмо за результативную подготовку участников к районной экологической викторине "ЭкоМир − 2018".

 

Содержание программы

Содержание программы первого года обучения.

  1. Введение. Что такое природа (общее понятие)? Живая и неживая природа. Признаки живой природы.
  2. Золотая Осень – рыжая хозяйка. Признаки осени. Как готовится природа к зиме осенью? Осенние приметы. Природа нашей местности осенью. Практические работы и экскурсии. Сбор и создание гербария. Работа с выставкой книг об осени. Работа с музыкальными произведениями об осени. Подготовка и проведение осеннего бала. Экскурсия в парк.
  3. Зимушка – зима. Признаки зимы. Природа зимой. Зимние месяцы. Природа нашей местности зимой. Практические работы. Работа с выставкой книг о зиме. Работа с музыкальными произведениями о зиме.
  4. Весна пришла. Признаки весны. Изменения в природе весной. Весенние приметы. Весенние месяцы. Природа нашей местности весной. Практические работы. Работа с выставкой книг о весне. Работа с музыкальными инструментами о весне.
  5. Лето – пора прогулок. Признаки лета. Природа летом. Летние приметы. Природа нашей местности летом. Практические работы. Работа с выставкой книг о лете. Работа с музыкальными произведениями о лете. Подготовка и проведение праздника - Времена года.

Содержание программы второго года обучения.

  1. Введение. Что такое экология (общие понятия)? Источники информации об окружающем мире. Среда жизни живых организмов. Биосфера – оболочка живых организмов.
  2. Растительный мир (общие понятия). Характерные признаки растений. Дикорастущие и культурные растения. Плоды растений. Сорняки. Растения, влияющие на здоровье человека. Комнатные растения. Растения своей местности. Лекарственные растения. Охрана растений. Практические работы и экскурсии. Осенние изменения в жизни листа. Распространение плодов и семян. Комнатные растения. Викторина о растениях. Лекарственные растения нашей местности. Разнообразие растений (работа с гербарием). Цветковые растения.
  3. Животные. Животный мир (общие понятия). Звери, обитающие на территории своей местности. Дикие и домашние животные. Разнообразие животного мира. Роль животных в природе и жизни человека. Охрана животных. Практические работы. Викторина «Золотая рыбка». Жизнь птиц в лесу. Воробей зимой. Лес – природное сообщество.

Содержание программы третьего года обучения.

  1. Введение. Природа и человек. Природные богатства.
  2. Литосфера. Как устроена Земля? Ее внутреннее строение. Стихийные природные явления. Подземные богатства. Полезные ископаемые нашей местности. Практические работы. Изготовь макет Земли. Предскажи землетрясение. Полезные ископаемые нашей местности. Почва «живая» и «неживая». Роль растений в охране почвы от разрушения.
  3. Гидросфера. Вода. Свойства воды и ее значение на Земле. Вода и жизнь. Реки и озера нашей местности. Использование воды человеком. Охрана воды.Практические работы. Круговорот воды в природе. Вода в природе. Интеллектуальная игра «В царстве Нептуна». Проект «Вода из крана, есть ли проблемы?», потребление воды в домашнем быту. Влияние воды на прорастание семян. 
  4. Атмосфера.Что такое погода (общие понятия)? Температура и термометр. Тепло, свет, Воздух и жизнь. Практические работы. Определение запыленности воздуха. Влияние света на рост растений. Влияние растений на температуру воздуха.

Содержание программы четвертого года обучения.

  1. Введение. Что такое природа, природный комплекс (общие понятия)? Использование природных богатств человеком.
  2. Изображения земной поверхности и их использования. Виды изображения земной поверхности. Первые виды изображения земной поверхности людьми. Форма и размеры Земли. Глобус. Практическая работа. Докажи, что Земля не плоская.
  3. План местности. Условные знаки. Ориентирование на местности. Компас. Масштаб. Изображение неровностей земной поверхности на местности. Азимут. Съемка местности. Виды съемок. Практические работы. Определи свой адрес во Вселенной. Определи свой адрес на Земле. Составь карту своего собственного мира. Чтение плана местности. Научись обращаться с компасом. Изготовь настоящий компас. Определение направлений, расстояний на местности. Изготовь измерительный циркуль для работы с картами.
  4. От плана к карте. Первые географические карты. Градусная сетка. Условные знаки географических карт. Изображение высот и глубин на географических картах. Практические работы. Изготовь древнюю карту. Найди любопытные параллели и меридианы. Определи широту и долготу. Сравнение плана местности с географической картой. Изготовь объемную карту. Определение по картам географических координат точек своей местности. Обозначение на контурной карте своего населенного пункта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель  – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-науч­ного познания и эмоционально-ценностного осмысления ре­бёнком личного опыта общения с людьми и природой; духов­но-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многооб­разия российского общества.

 

Задачи программы:

  1. расширить знания обучающихся об окружающем мире;
  2. сформировать у обучающихся простейших экологических понятий и навыков;
  3. продолжить знакомство с направлениями краеведения.
  4. сформировать первичные навыки правильного поведения в природе;
  5. обучить постановке опытов и обработке полученных результатов;
  6. научить самостоятельной работе обучающихся с источниками информации;
  7. развивать практические навыки работы на местности;
  8. сформировать положительную мотивацию в общественно-полезной деятельности обучающихся по сохранению природы родного края;
  9. воспитать чувство любви и гордости к своему краю, чувство коллективизма, чувство ответственности за свои поступки.

Результат программы

  1. Предполагаемые результаты реализации программы:
  2. Осознание себя жителем планеты Земля (чувство ответ­ственности за сохранение ее природы).
  3. Осознание себя членом общества и государства (самоопре­деление своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни).
  4. Осознание своей этнической и культурной принадлежнос­ти в контексте единого и целостного Отечества при всём раз­нообразии культур, национальностей, религий России.
  5. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России.
  6. Уважение к истории и культуре всех народов Земли на осно­ве понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей.
  7. Расширение сферы социально-нравственных представле­ний, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности.
  8. Способность к адекватной самооценке с опорой на зна­ние основных моральных норм, требующих для своего выпол­нения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.
  9. Установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим, умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческо­му труду.
  10. Способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека.
  11. Усвоение первоначальных сведений о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах из­ученного).
  12. Сформированность целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  13. Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по­лучения дальнейшего образования в области естественно-на­учных и социально-гуманитарных дисциплин.
  14. Овладение основами экологической грамотности, элемен­тарными правилами нравственного поведения в мире приро­ды и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
  15. Понимание роли и значения родного края в природе и ис­торико-культурном наследии России, в её современной жизни.
  16. Понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
  17. Понимание особой роли России в мировой истории и куль­туре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

 

Особые условия проведения

Без ограничений

Материально-техническая база

  1. Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
  2. Географические настенные карты. Атлас географических и исторических карт. Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).
  3. Персональный компьютер. Мультимедийный проектор.
  4. Видеофильмы по предмету (в цифровой форме).
  5. Коллекции полезных ископаемых.
  6. Коллекции плодов и семян растений.
  7. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учётом содержания обучения).