Программа «Я – растениевод»

Программа знакомит с основами почвоведения, агрохимии, земледелия, растениеводства, способами возделывания основных полевых культур, азами семеноводства, основываясь на полученные ранее знания на уроках биологии, химии, географии в школе. Большое место в преподавании курса играют практические работы.

 

Новизна данной программы состоит в том, что разработанные темы учебно-тематического плана позволяют получить углубленные знания в области биологии и физиологии растений, удовлетворить потребность обучающихся в теоретическом познании и приобретении практических навыков в вопросах растениеводства и кормопроизводства. Содержание каждой темы знакомит учащихся со спецификой работы агронома- исследователя, которая тесно связана с научными исследованиями в своей области. Темы учебно-тематического плана раскрывают значение структуры НИР, содержание ее разделов, что позволяет обучающимся освоить теоретические и практические этапы исследовательской деятельности – методику библиографического обзора, планирование и проведение опыта, освоение исследовательских методик, биометрическую обработку результатов и их оформление, подготовку доклада и презентации.

 

Занятия с обучающимися проводятся на базе СибНИИ кормов. Все опыты и анализы проводятся на оборудовании и материалах, предназначенных для научно-исследовательской работы института, что обеспечивает высокий уровень НИР, возможность плодотворного участия в областных, региональных, всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Педагоги

Садохина Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования, кандидат с/х наук.

Галеев Рамиль Фарисович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, кандидат с/х наук.

Нициевская Ксения Николаевна, педагог дополнительного образования, кандидат технических наук.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения:

1. Вводное занятие.

2.Профессия учёный агроном.

3. Введение в дисциплину. Кормопроизводство, основные задачи. Состояние и перспективы.

4. Общая ботаника.

5. Растения семейств: бобовые, мятликовые, капустовые, пасленовые, астровые, осоковые. Их роль в фитоценозах.

6. Биолого – морфологическая характеристика бобовых и злаковых растений.

7. Сорные растения. Биологические особенности, классификация.

8. Вред, причиняемый сорными растениями. Разработка мер борьбы с сорными растениями.

9. Зерновые и зернобобовые культуры. Состав, хозяйственная характеристика. Приемы возделывания.

10. Хозяйственные группы растений.

11. Наблюдения, выполнение экспериментальной работы.

12. Заключительное занятие.

Учебно-тематический план второго года обучения:

1. Вводное занятие.

2. Законы земледелия.

3.Севообороты. Их значение.

4. Типы севооборотов. Основные принципы составления севооборотов.

5. Системы обработки почвы.

6. Почвы: понятие, классификация, значение.

7. Понятие о плодородии почвы.

8. Определение механического состава почвы.

9. Система применения удобрений. Виды удобрений.

10. Сроки и способы внесения удобрений.

11. Растения сенокосов и пастбищ Приемы регулирования ботанического состава сенокосов и пастбищ для заготовки качественных кормов.

12. Наблюдения, выполнение экспериментальной работы.

13. Заключительное занятие.

Цели программы

Целью программы является формирование экологической культуры, опыта индивидуальных достижений обучающихся через исследовательскую деятельность и представление о профессии ученого-агронома.

 

Задачи направлены на формирование у учащихся следующих компетенций:

Личностные:

· владение основами экологической грамотности;

· трудолюбие, дисциплинированность, инициативность;

· формирование основы профессионального и личностного самоопределения.

 

Метапредметные:

· сформированность интереса к опытнической и исследовательской деятельности;

· владение методикой опытного дела;

· освоение навыков оформления результатов исследовательской деятельности и их представления (научная работа, доклад, презентация, статья, тезисы).

 

Предметные:

· углубление знаний школьных курсов ботаники и химии;

· освоение навыков ухода за растениями;

· сформированность представления о профессии агронома-исследователя;

· владение методикам проведения лабораторных исследований.

Результат программы

Результатами обучения детей программе является формирование:

· компетенций – предметной, коммуникативной, информационной, нравственной.

· личностных качеств – умение вести диалог, способность к свободному изложению своих мыслей, инициативность, навыки самоорганизации и самоанализа.

 

Ожидаемые результаты реализации программы первого года обучения:

Обучающиеся должны знать:

· методику библиографического обзора.

· методику проведения лабораторных опытов.

· структуру НИР.

· требования к оформлению отчета.

 

Обучающиеся должны уметь:

· провести закладку лабораторного опыта.

· провести обзор литературы по теме НИР.

· владеть основными методиками (по теме НИР).

· оформить реферат по теме НИР.

 

Ожидаемые результаты реализации программы второго года обучения:

Обучающиеся должны знать:

· теоретическое и практическое содержание методик исследования по выбранной теме НИР.

· требования к составлению схемы опыта.

· требования к подготовке доклада, презентации.

· основы биометрии.

 

Обучающиеся должны уметь:

· владеть методиками проведения лабораторных исследований.

· планировать схему опыта.

· сформулировать выводы по результатам исследований.

· проводить биометрическую обработку результатов исследований.

· подготовить доклад и презентацию.

Особые условия проведения

В зависимости от способностей и потребностей обучающихся в программе предусмотрена работа с ними по индивидуальным планам. Программа ориентирована на старших школьников интересующихся вопросами агрономии.

Материально-техническая база

 Методическое обеспечение программы

 Представленная программа позволяет в доступной для восприятия учащихся старшего школьного возраста форме экспериментально проверить некоторые экологические закономерности взаимоотношения человека и природы.

Для обучающихся первого и второго годов обучения применяются, в основном, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы, которые необходимы при освоении исследовательских методик. При выполнении опытнической работы – метод проблемного изложения и исследовательский, позволяющий развивать творческое мышление. Для передачи информации – словесный, наглядный, практический методы.

Формы проведения занятий первые два года обучения – беседы, викторины, дикуссии. При планировании и подготовке эксперимента, работе с научной литературой, подготовке отчета, доклада – индивидуальная. В отдельных случаях применяется групповая форма обучения (лекционные занятия, экскурсии в лаборатории СибНИИ кормов).

Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе: групповое обучение, индивидуальное обучение, проблемное обучение, исследовательская деятельность, дебаты.

 

Условия реализации образовательной программы

  •  Обеспечение учебными помещениями

Занятия по программе «Я – растениевод» с обучающимися первого и второго годов обучения проводятся на базе лаборатории технологии возделывания кормовых культур ФГБНУ СибНИИ кормов.

  • Материально-техническое обеспечение программы

Экспериментальная часть программы осуществляется на базе лаборатории технологии возделывания кормовых культур ФГБНУ СибНИИ кормов. Для качественного усвоения теоретического материала, оформления рефератов, подготовки презентаций, докладов используется оборудование, имеющееся в лаборатории (микроскоп, термостат, электронные весы).

Информационное обеспечение программы
Используется учебно-методическая литература ЦНСХБ, ГПНТБ, каталог методических разработок п.д.о., собранный в метод. кабинете НРСЮН, периодические издания педагогической литературы, интернет-ресурсы.

  • Программно-методическое обеспечение программы

 

Для реализации программы разработан пакет методических материалов

Партнеры по осуществлению образовательного процесса:

- Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ).

- лаборатории ФГБНУ СибНИИ кормов.