Программа вокально-хоровой студии «Эксперимент»

  • (3)

В наше время остро стоит проблема развития духовной культуры общества, мировых и национальных традиций, общечеловеческой памяти. Культура народа и человечества открывает уровень духовности личности. Музыка – одно из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимулирования её развития. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыкально-вокальное образование наиболее доступное для всех обучающихся, так как влияет на развитие познавательной активности, способствует воспитанию нравственности, национального самосознания, делает богаче духовный мир, влияет на психику, оказывает влияние на здоровье человека. Вокальное пение занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования. Оно развивает художественный вкус детей, расширяет их общий эстетический кругозор, способствует повышению культурного уровня обучающихся. Уроки вокального пения являются средством приобретения к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личные эмоциональные переживания.

 

На уроках вокального пения обучающиеся приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнения, творчества.

Педагоги

Садонцева Марина Васильевна -

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, высшее педагогическое образование, почетный работник образования Российской Федерации, занимала 7 место по России в рейтинге по одаренным детям, воспитанники внесены в книгу "Одаренные дети России" как лауреаты международных и всероссийских конкурсов.

Содержание программы

Формирование основных певческих навыков

 

1. Певческая установка. Охрана голоса;

2. Проверка музыкальных данных. Знакомство с репертуаром;

3. Учебно-тренировочный материал;

4. Произведения зарубежной и русской классики;

5. Народная музыка;

6. Песни современных композиторов;

7. Работа над дыханием, звуком, интонационно-сложными местами;

8. Слушание музыки. Музыкальная игра;

9. Исполнение наизусть. Ликвидация пробелов ЗУН;

10. Хоровой репертуар. Слушание музыки;

11. Беседы о музыке/ музыкальная грамота;

12. Музыкальный инструмент (ансамбль).

 

Работа над хоровым пением

 

1. Введение, знакомство с голосовым аппаратом;

2. Диагностика. Прослушивание детских голосов;

3. Знакомство со строением голосового аппарата;

4. Разучивание нового музыкального материала;

5. Работа над техникой дыхания. Учимся петь на опоре;

6. Вокально-хоровые упражнения на дикцию, артикуляцию;

7. Использование элементов ритмики, работа над сценической культурой;

8. Работа над чистым интонированием в одноголосном исполнении;

9. Работа над музыкальным материалом;

10. Развитие музыкальной памяти (творческие музыкальные игры и упражнения);

11. Работа над расширением диапазона;

12. Работа над мелодическим слухом;

13. Пение a cappella (а капелла);

14. Выявление индивидуальных красок голоса (тембр);

15. Работа над разнообразным ритмическим рисунком;

16. Особенности ритма в музыкальном произведении;

17. Краски музыки и голоса. Унисон;

18. Сольное пение;

19. Работа над звуковедением (legato, non legato, staccato);

20. Работа над художественным образом в песне;

21. Вокально-хоровая работа – пение закрытым ртом;

22. Вокализ в музыкальном произведении;

23. Работа над певческим дыханием, расширением диапазона. Цепное дыхание;

24. Упражнения для раскрепощения голосового аппарата (по Емельянову);

25. Работа над фразировкой и звуковедением;

26. Устойчивое интонирование. Движение под музыку;

27. Работа над дикцией, динамикой;

28. Работа над характером в музыкальном произведении.

Цели программы

Цель:

Формирование и развитие у обучающихся вокальных навыков, развитие интеллектуального и творческого потенциала, эмоциональной и нравственной сферы, расширение кругозора, воспитание общей культуры личности в процессе общения с высокохудожественными образцами русской и зарубежной классики, современной популярной детской музыки, и в конечном итоге, формирование гармонично развитой личности ребёнка, создания благоприятных условий для получения дополнительного образования художественной направленности, успешной адаптации в обществе, а также подготовка наиболее одарённых обучающихся к продолжению профессионального музыкального образования.

 

Задачи:

 

Обучающие:

 

· приобретение знаний о певческом голосообразовании;

· формирование и совершенствование вокально-технических, художественных, певческих навыков;

· формирование представления учащихся о стилях, средствах музыкальной выразительности, построении драматургии песни;

 

Развивающие:

 

· развитие музыкального слуха и голосовых данных учащихся на классических основах элементарного сольфеджио и вокала;

· развитие исполнительских навыков;

· развитие музыкально – эстетического вкуса;

· формирование и развитие творческих способностей учащихся;

· выявление одарённых (талантливых) и мотивированных детей, содействие их дальнейшему совершенствованию;

 

Воспитательные:

 

· формирование новых социальных ценностей, связей, жизненных ориентиров;

· создание максимальных условий для освоения детьми духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

· формирование нравственных качеств, творческой и социальной активности учащихся;

· создание условий, способствующих расширению спектра видов деятельности для удовлетворения потребностей и интересов детей;

· формирование у ребёнка социальной компетентности, готовности к общественной и профессиональной деятельности.

Результат программы

Предметные результаты:

 

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;

– развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

– общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

– представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

– использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах внеурочной деятельности;

- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

- участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

 

Метапредметные результаты:

 

– наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

– ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро- и макросоциума;

– овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

– применение знаково-символических и речевых средств для расширения коммуникативных и познавательных задач;

– готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

– планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;

– участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;

– умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

 

Личностные результаты:

 

– укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

– наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

– формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

– приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

– развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

– продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных творческих задач.

– развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Особые условия проведения

Особых условий нет, дети принимаются без вступительного прослушивания.

Материально-техническая база

Аудиозаписи:

Фонотека песен различной тематики – диски;

Профессиональные фонограммы (специально записанные на студии);

Демонстрационные студийные записи песен;

Видеоматериалы:

Запись конкурсных выступлений воспитанников;

Видеозапись городских мероприятий;

Видеоматериалы "мастер-классов".