Программа «Три струны»

Особенность данной программы заключается в комплексном подходе к приобретению воспитанниками музыкальных, и артистических знаний с одновременной возможностью попробовать себя в роли сольного исполнителя и артиста ансамбля. Комплексное обучение даёт возможность обучающимся познавать азы музыкального творчества через игру на инструменте, создавая условия для культурной, творческой самореализации личности ребёнка.

 

Дополнительная общеобразовательная программа "Три струны" даёт возможность ученикам овладеть навыками самостоятельной работы по изучению и постижению музыкального искусства, приёмами игры на балалайке в объёме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущего музыканта-любителя. Она направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие детей и даёт возможность приобретения опыта исполнительской практики (сольной и ансамблевой).

Педагоги

Алексейцев Сергей Сергеевич, руководитель инструментального ансамбля, педагог дополнительного образования.

Содержание программы

Теоретические понятия. Понятие о народном оркестре, ансамбле, инструментальных группах оркестра. История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Состав оркестра. Строение инструментов. Звучание и тембры инструментов. Инструктаж по технике безопасности.

 

Работа над пьесами. Работа над ритмом, единым оркестровым метром. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок. Работа над выразительным исполнением. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в ансамбле и исполнить пьесу целиком.

 

Работа над ансамблем. Совершенствование оркестровых навыков и умений на художественном и учебно-тренировочном материале. Углубление и дальнейшее развитие специальных навыков игры в коллективе: умение одновременно слушать себя и всего ансамбля. Умение свободно исполнять и свободно взаимодействовать со всем коллективом. Понимание жестов дирижера и следование им.

 

Концертная деятельность. Репетиции на сцене. Порядок выхода на сцену и правила поведения на сцене и за кулисами. Первоначальные навыки ансамблевой игры. Закрепление навыка концентрации внимания, слуха. Преодоление сценического волнения. Уверенное понимание жестов дирижера.

Цели программы

ЦЕЛЬ: создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, для формирования его нравственно-личностных качеств, высокой коммуникативной культуры, приобщения к ценностям народной культуры, дальнейшей профориентации.

 

Основные задачи программы:

• обучение основам музыкальной грамоты;

• обучение передаче формирования навыков образно-эмоционального строя музыкального произведения;

• формирование специальных знаний по предмету;

• знание народной культуры, традиций и обрядов;

• профессиональное самоопределение учащихся в области народного музицирования, подготовка наиболее одарённых учащихся к поступлению в музыкальные средние и высшие учебные заведения;

• развитие музыкального слуха: мелодического и гармонического;

• развитие чувства ритма;

• развитие памяти и внимания;

• развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления, творческих способностей;

• развитие творческого потенциала ребёнка, его познавательно-творческой активности;

• воспитание собранности и дисциплины;

• формирование навыков сценической культуры;

• воспитание чувства коллективизма;

• воспитание эстетического вкуса, исполнительской и слушательской культуры;

• приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, истокам русской народной культуры;

• воспитание у учащихся гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества.

Результат программы

Программа направлена на получение следующих результатов:

  • обучающиеся ознакомятся с основными принципами и получат первоначальные навыки игры на балалайке;
  • научатся давать субъективную оценку музыкальному произведению;
  • научатся свободно и уверенно держаться на сцене;
  • овладеют качественным звукоизвлечением;
  • научатся самостоятельно и свободно читать нотный текст; просчитывать ритмический рисунок в размерах 2/4, 3/4, 4/4, 3/8, 6/8;
  • научатся  самостоятельно подобрать аппликатуру.

Особые условия проведения

Наличие инструмента (балалайка, домра, мандолина).

Материально-техническая база

Учебный кабинет, музыкальные инструменты, актовый зал.