Программа «Флора и фауна»

 

Актуальность программы «Флора и фауна» в первую очередь определяется тем, что политика нашего государства в сфере экологии состоит в поддержке непрерывного экологического образования и воспитания. Необходимость формирования экологической культуры подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений в современном образовании.

Программа «Флора и фауна» знакомит детей с разнообразием мира природы, с жизнью растений и животных, прививает любовь и бережное отношение к окружающему миру. Она способствует формированию развитой личности, способной заботиться о природе, понимать проблемы окружающей среды и неразрывную связь человека с природой.

В программе учтена потребность познавательного интереса ребёнка. Обучение по программе позволяет реализовать эту потребность как посредством теоретического знакомства с представителями нашей флоры и фауны, так и с помощью практических занятий, проводимых на базе живых уголков Станции юннатов.

Также в программе большое значение уделяется развитию у детей проектных и исследовательских компетенций. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. Большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся, знание законов природы и бережного отношения к ней. В связи с этим, в программу введены основы исследовательской и проектной деятельности. Осваивая их, ребята учатся сравнивать объекты, анализировать работу, грамотно излагать свои мысли, а также приобретают коммуникативные навыки и проявляют творческие способности. Эти навыки высоко ценятся и являются очень востребованными в дальнейшем обучении в школе.

Новизна программы состоит в том, что в ней большой акцент делается на изучение регионального компонента: 16 часов (22%) и взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Учащиеся приобретают навыки совместной работы, навыки наблюдения и ухода за живыми объектами. С помощью педагога учащиеся работают над проектами, готовят презентации и выступления, участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня.

На занятиях используются командная (групповая) и индивидуальная (личная) формы работы. Командная форма работы наблюдается при проведении игр и викторин. Индивидуальная – при анкетировании и выполнении практических работ.

Педагоги

Луфт Софья Игоревна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Уровень образования: Высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2017г.

Специальность и квалификация по диплому: Химик. Преподаватель химии

Стаж работы: 3 года

Повышение квалификации: НИПК и ПРО с 02.10 по 23.11.2018г, 108ч., "Школа профессионального роста ПДО".

Повышение квалификации: «Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», с 03.02 по 21.02.2020г, 72ч.

Аттестация 24.03.2020г. на 1 квалификационную категорию.

Расписание

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (два занятия по 45 минут с перерывом 15 минут). В зависимости от способностей и потребностей обучающихся, в программе предусмотрена работа с ними в малых группах по 2-4 человека по индивидуальным планам в направлении проектной и исследовательской деятельности.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения:

  1. Введение - 2 часа.
  2. Осень - 4 часа.
  3. Жизнь в водоёмах - 6 часов.
  4. Наши крылатые друзья - 12 часов.
  5. Зима - 6 часов.
  6. Домашние животные - 6 часов.
  7. Мир растений - 8 часов.
  8. Весна-красна - 3 часа.
  9. Мир насекомых - 6 часов.
  10. Земля – наш дом - 10 часов.
  11. Лето - 2 часа.
  12. Воспитательная работа - 5 часов.
  13. Итоговое занятие - 2 часа.

Итого: 72 часа.

Цели программы

Цель – формирование элементов экологической культуры учащихся через развитие устойчивого интереса к изучению живой природы.

Задачи – сформировать компетенции:

1. Личностные:

- быть порядочным, аккуратным, трудолюбивым, внимательным;

- осознавать ответственность за действия по отношению к окружающей среде;

- уметь заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;

2. Метапредметные:

- уметь планировать свою работу;

- обладать коммуникативными навыками

3. Предметные:

-знать экологические проблемы, взаимосвязь живых организмов с окружающей средой;

- знать явления природы, причины смены времён года и дня и ночи;

- иметь общие представления об основных группах животных и растений

Результат программы

Планируемые (предполагаемые) результаты

Личностные:

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки по отношению к природе;

- развитие полезных черт характера: трудолюбия, аккуратности, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Метапредметные:

Умеет:

- формулировать проблему, определять цели и задачи учебной деятельности;

- наблюдать и вести дневник наблюдений за объектами живой и неживой природы;

- сравнивать, обобщать, делать выводы;

- грамотно излагать свои мысли;

-работать в команде

Предметные:

Знает:

- основные экологические проблемы и возможные пути решения;

- времена года;

- явления природы;

- представителей флоры и фауны своего региона.

Умеет:

- составлять пищевую цепочку;

- различать и узнавать виды животных, растений и грибов;

- ухаживать за растениями и животными живого уголка СЮН.

Особые условия проведения

Адресатами программы являются дети в возрасте от 7 до 10 лет.

Ограничение по состоянию здоровья (непереносимость антигенов шерсти, перьев птиц, частиц кожи или продуктов жизнедеятельности животных).

Материально-техническая база

Для успешной реализации данной программы имеются:

  • коллекция комнатных растений (декоративно-лиственные,
  • декоративно-цветущие, суккуленты, лианы, эпифиты),
  • информационный материал (специальная литература,
  • тематическая картотека, энциклопедии, справочники, гербарии, карта мира),
  • технические средства (компьютер, ауди- видеоаппаратура, принтер, микроскоп, лупы),
  • семенной и посадочный материал,
  • раздаточный материал (наглядные пособия, цветные карандаши, клей, ножницы, дидактические игры и пособия). (Приложение Д, Е),
  • животные уголков природы «мини-зоопарк», «мир птиц», "подводный мир дома",
  • отдельный кабинет,
  • комплект столов и стульев на 10-12 посадочных мест.