- Главная
- Направления
- Естественнонаучная
- Экология
- Программа «Флора и фауна»
Программа «Флора и фауна»
Актуальность программы «Флора и фауна» в первую очередь определяется тем, что политика нашего государства в сфере экологии состоит в поддержке непрерывного экологического образования и воспитания. Необходимость формирования экологической культуры подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений в современном образовании.
Программа «Флора и фауна» знакомит детей с разнообразием мира природы, с жизнью растений и животных, прививает любовь и бережное отношение к окружающему миру. Она способствует формированию развитой личности, способной заботиться о природе, понимать проблемы окружающей среды и неразрывную связь человека с природой.
В программе учтена потребность познавательного интереса ребёнка. Обучение по программе позволяет реализовать эту потребность как посредством теоретического знакомства с представителями нашей флоры и фауны, так и с помощью практических занятий, проводимых на базе живых уголков Станции юннатов.
Также в программе большое значение уделяется развитию у детей проектных и исследовательских компетенций. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся. Большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся, знание законов природы и бережного отношения к ней. В связи с этим, в программу введены основы исследовательской и проектной деятельности. Осваивая их, ребята учатся сравнивать объекты, анализировать работу, грамотно излагать свои мысли, а также приобретают коммуникативные навыки и проявляют творческие способности. Эти навыки высоко ценятся и являются очень востребованными в дальнейшем обучении в школе.
Новизна программы состоит в том, что в ней большой акцент делается на изучение регионального компонента: 16 часов (22%) и взаимосвязи живых организмов с окружающей средой. Учащиеся приобретают навыки совместной работы, навыки наблюдения и ухода за живыми объектами. С помощью педагога учащиеся работают над проектами, готовят презентации и выступления, участвуют в конкурсах и конференциях различного уровня.
На занятиях используются командная (групповая) и индивидуальная (личная) формы работы. Командная форма работы наблюдается при проведении игр и викторин. Индивидуальная – при анкетировании и выполнении практических работ.
Педагоги
Луфт Софья Игоревна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.
Уровень образования: Высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2017г.
Специальность и квалификация по диплому: Химик. Преподаватель химии
Стаж работы: 3 года
Повышение квалификации: НИПК и ПРО с 02.10 по 23.11.2018г, 108ч., "Школа профессионального роста ПДО".
Повышение квалификации: «Организация образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», с 03.02 по 21.02.2020г, 72ч.
Аттестация 24.03.2020г. на 1 квалификационную категорию.
Расписание
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа (два занятия по 45 минут с перерывом 15 минут). В зависимости от способностей и потребностей обучающихся, в программе предусмотрена работа с ними в малых группах по 2-4 человека по индивидуальным планам в направлении проектной и исследовательской деятельности.
Содержание программы
Учебно-тематический план первого года обучения:
- Введение - 2 часа.
- Осень - 4 часа.
- Жизнь в водоёмах - 6 часов.
- Наши крылатые друзья - 12 часов.
- Зима - 6 часов.
- Домашние животные - 6 часов.
- Мир растений - 8 часов.
- Весна-красна - 3 часа.
- Мир насекомых - 6 часов.
- Земля – наш дом - 10 часов.
- Лето - 2 часа.
- Воспитательная работа - 5 часов.
- Итоговое занятие - 2 часа.
Итого: 72 часа.
Цели программы
Цель – формирование элементов экологической культуры учащихся через развитие устойчивого интереса к изучению живой природы.
Задачи – сформировать компетенции:
1. Личностные:
- быть порядочным, аккуратным, трудолюбивым, внимательным;
- осознавать ответственность за действия по отношению к окружающей среде;
- уметь заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни;
2. Метапредметные:
- уметь планировать свою работу;
- обладать коммуникативными навыками
3. Предметные:
-знать экологические проблемы, взаимосвязь живых организмов с окружающей средой;
- знать явления природы, причины смены времён года и дня и ночи;
- иметь общие представления об основных группах животных и растений
Результат программы
Планируемые (предполагаемые) результаты
Личностные:
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки по отношению к природе;
- развитие полезных черт характера: трудолюбия, аккуратности, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
Метапредметные:
Умеет:
- формулировать проблему, определять цели и задачи учебной деятельности;
- наблюдать и вести дневник наблюдений за объектами живой и неживой природы;
- сравнивать, обобщать, делать выводы;
- грамотно излагать свои мысли;
-работать в команде
Предметные:
Знает:
- основные экологические проблемы и возможные пути решения;
- времена года;
- явления природы;
- представителей флоры и фауны своего региона.
Умеет:
- составлять пищевую цепочку;
- различать и узнавать виды животных, растений и грибов;
- ухаживать за растениями и животными живого уголка СЮН.
Особые условия проведения
Адресатами программы являются дети в возрасте от 7 до 10 лет.
Ограничение по состоянию здоровья (непереносимость антигенов шерсти, перьев птиц, частиц кожи или продуктов жизнедеятельности животных).
Материально-техническая база
Для успешной реализации данной программы имеются:
- коллекция комнатных растений (декоративно-лиственные,
- декоративно-цветущие, суккуленты, лианы, эпифиты),
- информационный материал (специальная литература,
- тематическая картотека, энциклопедии, справочники, гербарии, карта мира),
- технические средства (компьютер, ауди- видеоаппаратура, принтер, микроскоп, лупы),
- семенной и посадочный материал,
- раздаточный материал (наглядные пособия, цветные карандаши, клей, ножницы, дидактические игры и пособия). (Приложение Д, Е),
- животные уголков природы «мини-зоопарк», «мир птиц», "подводный мир дома",
- отдельный кабинет,
- комплект столов и стульев на 10-12 посадочных мест.