Программа «Аленький цветочек»

Программа направлена на изучение декоративных растений, условий их содержания, правил ухода за ними. На занятиях кружка ребята знакомятся с разнообразием цветочно-декоративных растений, комнатных растений, их биологическими особенностями, приобретают навыки ухода за растениями, учатся ведению наблюдений за их ростом и развитием, приобщаются к труду. Отдельные темы работы кружка направлены на охрану природной среды, изучении экологии родного края. Работа направлена на воспитание любви к живой природе

Новизна программы в том благодаря учебному курсу происходит ознакомление учащихся не только с точным названием растения, но и к принадлежности к семейству, роду, виду, характерным особенностям сорта, подлинному знанию биологии растения, агротехники его выращивания – все это позволит расширить знания ребенка о растениях, развить интеллект и сформировать бережное отношение к природе.

Актуальностью программы является любовь к цветам, стремление к прекрасному. Цветы законченностью своих форм, окраской и ароматом несут нам радость, поднимают настроение, дают заряд бодрости и энергии.

Общение с природой, выращивание различных комнатных и садовых цветов доставляет человеку удовольствие и радость.

Педагогической целесообразностью программы является использование в работе развивающего обучения, применение игровых технологий и технологий мастер-класса. В данной программе применяются разнообразные методические приемы. Ряд представленных методик и технологических находок являются находками педагога: составление букетов цветов,икебаны; использование разных видов творчества в одной работе, методика креативного творчества. Благодаря этому результаты обученности учеников высоки и имеют тенденцию к постоянному росту, что показывает мониторинг обученности, проводимый каждые полгода.

Дополнительная программа «Аленький цветочек» предназначена для учащихся 1-5 класса, проявляющих склонность к занятиям естественно – научного цикла. В программе осуществляются межпредметные связи с биологией, экологией, географией.

Педагоги

Толкушкина Надежда Яковлевна,1 квалификационная  категория

Содержание программы

Первый год обучения(144 часа)

1. Введение.( 1 час)

2. Мир комнатных растений и их роль в жизни человека.(7 часов)

3. Особенности содержания комнатных растений. (8 часов)

4. Уход за комнатными растениями.(8 часов)

5. Основные способы размножения комнатных растений.(6 часов)

6. Выращивание комнатных растений без почвы. (2 часа)

7. Ассортимент комнатных растений. (10 часов)

8. Композиции из цветов (8 часа)

9. Паспортизация растений. (6 час)

10. Размещение растений в комнате. (2 час)

11. Защита комнатных растений от вредителей. Методы борьбы. Болезни комнатных растений. (4 часа)

12. Это интересно. Экскурсия. (2 часа)

13. Работа по определению комнатных растений(8 часов)

14. Этикетирование(10 часов)

15. Проектная деятельность(50 часов)

16. Выращивание рассады(12 часов)

второй год обучения.(144 часа)

1.Вводное занятие.(2 часа)

2.Экологическая работа учащихся по летним заданиям.(16 часов)

3.Учимся передавать свои знания другим(6 часов)

4. Способы охраны природы.(20часов)

5.Окружающая среда и здоровье человека.(10 часов)

6.Организмы и среда обитания".(20 часов)

7.Экология популяций.(13 часов)

8.Структура и границы биосферы.(25 часов)

9.Словарь юного эколога.(2 часа)

10. Этноэкология.(2 часа)

11.Хочу быть здоровым.(14 часов)

12.Красная книга.(14 часа)

третий год обучения(144 часа).

1.Вводное занятие.(2 часа)

2.Экологическая работа учащихся по летним заданиям. (24 часа)

3.Изучение климата. (34 часа)

4.Особенности рельефа своей местности. (16 часов)

5.Особенности географического положения и природы своего края. (30 часов)

6.Биосфера. (38 часов)

Цели программы

Цель программы: Познакомить детей с разнообразием комнатных растений, привить практические умения и навыки по выращиванию и уходу за ними.

Задачи:

1. Развивать познавательные универсальные учебные действия в процессе получения дополнительных знаний о комнатных растениях, учить анализировать, классифицировать их.

2. Приобретать практические умения и навыки

3. Развивать личностные универсальные действия, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности – любовь к природе, труду.

4. Развивать коммуникативные универсальные учебные действия при работе в группах, парах, на практических занятиях.

Результат программы

В результате реализации программы

1 года обучения учащиеся будут знать:

- Приготавливать земельную смесь, для посадки растений.

- Высаживать растения в приготовленную смесь.

- Подвязывать растения.

- Подбирать вазоны для комнатных растений.

- Классифицировать растения.

- Проводить паспортизацию растений.

- Изготавливать этикетки.

- Собирать семена растений;

- Проводить посадку;

- Проводить размножение;

-Ухаживать за цветами

2 и 3 годы обучения

– Проводить экологический мониторинг и дать оценку состояния среды;

– Вести научно – исследовательскую работу, составлять презентации;

– Проводить эксперимент;

– Собирать и заготавливать лекарственные растения;

– Выступать с конкретными природоохранными мероприятиями;

- Работать со справочниками и источниками;

- Правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

– Участвовать в природоохранных акциях.


Результативность и целесообразность работы по программе «Аленький цветочек» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года проводится тестирование и анкетирование учащихся, в течение года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ, проектов обучающихся. Проводятся выставки комнатных цветов. Готовится в течение года тематический альбом по ассортименту растений. В течении года проводятся беседы в классах в виде устного журнала, экологические акции.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Компьютеры, мультимедийное устройство, лопаты, грабли, цветочные горшки, семена цветов, рассада цветов, удобрения, макеты цветов, земляная смесь

 

Методические разработки занятий с использованием различных методов и практических работ.

Презентации учителя:

"Побег. Виды почек"
"Лист. Функции листа"
"Стебель. Видоизменения стебля"
"Цветок"
"Основные способы размножения комнатных растений"
"Жизненные формы растений"
"Композиции из растений"
"Аранжировки"
"Виды букетов"
"Пропорции аранжировок"
"Паспортизация растений"
"Размещение растений в комнате"

Информационное обеспечение программы.

· Учебник (Биология 6 класса), книги "Комнатное цветоводство",

Программно-методическое и организационное педагогическое обеспечение программы.