За кулисами театра

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Педагоги

Гринчук Светлана Николаевна, педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория, стаж работы 30 лет.

Расписание

Занятия проводятся еженедельно 1 академ. час.

Содержание программы

1 Раздел «В начале было Слово...». Культура и техника речи.(8 часов)

Слушание, чтение и рассказывание сказок.
Виды говорения: диалог и монолог.
Мимика и жесты. Сценки без слов.
Понятие «общение», говорить и слушать.
Речевой этикет в различных ситуациях.
Игры на дыхание и правильную артикуляцию.
Логика речи. Составление коротких рассказов.
Стихи. Подбор простейших рифм.
Сочинение небольших сказок и рассказов.
Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов.
Игры со словами.
Интонация речи. Выражение основных чувств.
Произведения для занятий:

Считалки
Скороговорки о долгоговорки
Русские народные басни
Русские народные игры
Докучные сказки
Сказки, присказки
Игры в загадки
Произведения С.Маршака
Русские народные песенки
Потешки, дразнилки, небылицы

 

2 Раздел Сценические действия и театральные игры. (8 часов)

Групповые сюжетно-ролевые игры.
Элементы сценического действия.
Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях.
Упражнения, игры, этюды как сценические действия.
Умение ориентироваться и размещаться на сцене.
Построение диалога с напарником по заданной теме.
Как заучить роль своего героя.
Отработка дикции и чёткого произношения слов.
Запоминание заданных поз и умение образно их передавать.
Создание образов с помощью выразительных движений.

3 Раздел Основы театральной культуры.(8часов)

Что такое театр. Виды театров.
Рождение театра в России. Искусство скоморохов.
Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис.
Посещение кукольного театра.
Театральные профессии. Игра актёров.
Культура поведения в театре. Театр начинается с вешалки.
Театральная афиша, театральная программка.
Посещение ТЮЗа.
Виды театрального искусства.
Спектакль – результат творческого труда многих людей.

4 Раздел «Мы –актёры» – постановка спектаклей. (8 часов)

Прочтение произведения, определение сюжетной линии.
Работа над отдельными эпизодами.
Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
Выбор и распределение ролей.
Работа над отдельными картинами и пьесой в целом.
Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы.
Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен.
Генеральные репетиции всей пьесы.
Показ спектакля зрителям.

 

Спектакли для постановки:

Спектакль по русской народной сказке "Коза-дереза"
По мотивам сказки В.Сутеева "Под грибом"
"Муха-цикотуха"
"Репка"
"Терем-теремок"
"Репка" на новый лад"
"Морозко"
"С Новым годом, теремок"
"Снежная королева"
"12 месяцев"
"Красная шапочка"
"Золушка"

Цели программы

Цель: Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству. Воспитать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помочь ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.

Основные задачи:

- Знакомить детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный);
- Поэтапно освоить  различные виды творчества;
- Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях;
- Развивать художественное и ассоциативное мышление младших школьников;
-Через театр прививать интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;                     - -    Формировать нравственные качества, гуманистическую личностную позицию, позитивное и оптимистическое отношение к жизни.

Результат программы

• Ориентируются в пространстве, равномерно размещаясь на площадке.
• Умеют двигать в заданном ритме, по сигналу педагога соединяясь в пары, тройки или цепочки.
• Умеют создавать пластические импровизации под музыку разного характера.
• Умеют запоминать заданные педагогом мизансцены.
• Свободно и естественно выполняют на сцене простые физические действия.
• Умеют действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему.
• Умеют сочинять индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
• Умеют менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.
• Умеют произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах.
• Умеют произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие.
• Знают и четко произносят в разных темпах 8-10 скороговорок.
• Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
• Умеют читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
• Умеют строить диалог с партнером на заданную тему.
• Умеют подбирать рифму к заданному слову.
• Умеют составлять диалог между сказочными героями.
• Знают наизусть стихотворения русских и зарубежных авторов.
• Знают виды и особенности театрального искусства.
• Знают театральную терминологию и культуру зрителя.
• Умеют работать в коллективе и согласовывать свои действия с другими.
• выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц;
• построить на основании задания сюжетный рассказ из 12 – 18 слов с завязкой, событием, развязкой;
• придумать бытовой сюжет, используя опорные слова, обозначающие действие;
• найти оправдание любой позе;
• развить в течение 2-3 минут тему, предложенную педагогом;
• рассказать, чем сегодняшний день отличается от вчерашнего;
• рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов;
• двигаться по кругу хаотично и в ритме, заданном педагогом;
• построить этюд в паре с любым партнером;
• объяснить условие задания 2-3 ребятам, организовать группой его выполнение;
• поддержать диалог с партнером;
• описать эмоции, которые испытывает герой этюда (художественного произведения), уметь дать истолкование этим эмоциям;
• описать собственные эмоции;
• итерпретировать эмоциональное состояние животного и человека по его пластике, поступкам;
• удерживать в памяти цепочку слов, связанных по смыслу (до 18) и не связанных (до 12);
• запомнить: свои места в течение 3-4 передвижений; текст из 2-3 стихотворных строф, написанных простым размером, в ходе выполнения упражнения;
• знать 7-10 произведений из русского фольклора, уметь рассказать сюжеты 3-5 русских народных сказок, уметь пересказать 3-4 сюжета сказок из фольклора зарубежных стран, рассказать 5-10 стихотворений.

Особые условия проведения

Ограничений по здоровью нет.

 

Материально-техническая база

Сборник детских скороговорок.

Русские народные сказки.

Анатолий Гин "Сказки изобреталки от кота Потряскина".- М., ВИТА-ПРЕСС, 2010
Занятия проходят в светлом, сухом, проветриваемом помещении, по объѐму и размерам соответствует числу учащихся в одной группе. В кабинете количество столов и стульев соответствует количеству детей в группе; шкафы для хранения материальной части объединения, настенные стенды. Для уменьшения зрительного напряжения при работе имеется естественное и искусственное освещение.

Джанни Родари: Большая книга сказок Изд. – Махаон, 2011 г.

Список литературы, рекомендуемой для педагога
Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства "Школьный театр«.

Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.

Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012

Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград, 2009.

Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.

2. Печатные пособия
Карточки с изображением животных.

Карточки с изображением предметов.

3. Технические средства обучения
Компьютер

Видеокамера для анализа выступлений.

Фотоаппарат

4. Экранно-звуковые пособия
Мультимедийный проектор

Экран для проектора

5. Игры и игрушки
Мягкие игрушки

Мяч

Кукольный театр из картона "Теремок"

Стоимость

Программа является бесплатной.