«Зеленый дом»

В содержании раскрываются несколько этапов её освоения: освоение теории и практика.

Программа ориентирована на обучающихся 5-8 классов, особенностью которых является активное общение в группах, сотрудничество, познавательная активность.

Программа реализуется в постоянном составе разновозрастных учащихся. Режим занятий – 72 часа, 2 раз в неделю.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение наблюдений и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Педагоги

Москаленко Светлана Андреевна, педагог дополнительного образования, б/к, стаж работы до 5 лет.

Расписание

Занятия проводятся два раза в неделю с продолжительностью 1 академ. час.

Содержание программы

Содержание курса

1. Интересный мир биологии (50ч)

По страницам Красной книги.

"Винегрет – шоу".

Биологическая викторина.

Легенды о цветах.

Конкурс лозунгов и плакатов "Мы за здоровый образ жизни".

Виртуальное путешествие "В мире динозавров".

Викторина "Час цветов".

Виртуальная экскурсия в археологический музей – заповедник.

Экологический турнир "В содружестве с природой".

Викторина о птицах.

Оформление коллажа "Братья наши меньшие«.

Самые «печальные» страницы из жизни животных.

Взаимоотношения животных.

Способы защиты животных.

Самые быстрые, ловкие, сильные.

Кое – что о внешнем виде животных.

Великаны и лилипуты животного мира.

Человек и биосфера.

Организм и среда обитания.

Культурные растения.

Комнатные растения.

Лекарственные растения.

Съедобные и ядовитые растения.

Флора и фауна водоёмов.

Флора и фауна леса.

Флора и фауна луга.

2. Занимательные отыпы и эксперименты по биологии (6ч)

Л/р № 1 по теме "Строение клеток плесневых грибов".

Л/р № 2 по теме "Изучение микропрепаратов по ботанике".

Л/р № 3 по теме "Изучение зоологических микропрепаратов".

3. Познаем себя (16ч)

Определение норм рационального питания.

Определение темперамента.

Оказание первой медицинской помощи.

Приготовление фитонапитков.

Итоговое занятие "Мой биологический интерес".

Круглый стол "Я и биология«.

Выполнение и защита исследовательского проекта

 

 

Цели программы

Курс «Зеленый дом» реализует следующие цели:

-                   создание условий для удовлетворения познавательной или образовательной потребности учащихся в биологической деятельности;

-                   обеспечить организацию деятельности учащихся в рамках биологического направления направленную на позитивную социализацию и воспитание детей.

Особенностью курса является его тесная взаимосвязь с химией, географией, обеспечивающая реализацию основных задач содержания предметной области «Биология»:

Образовательные:

-                   Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за культурными растениями.

-                   Расширять кругозор, повышать интерес к предмету, популяризация интеллектуального творчества.

Развивающие:

-                   Способствовать развитию потребности общения человека с природой.

-                   Развитие альтернативного мышления в восприятии прекрасного.

-                   Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

-                   Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации.

-                   Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.

-                   Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями и животными.

-                   Развитие монологической устной речи.

-                   Развитие коммуникативных умений.

-                   Развитие нравственных и эстетических чувств.

-                   Развитие способностей к творческой деятельности.

Воспитательные:

-                   Воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе.

-                   Развивать наблюдательность, любознательность, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение четко и лаконично излагать и обосновывать свои мысли.

-                   Развивать навыки коллективной работы, воспитание понимания эстетический ценности природы, объединение и организация досуга учащихся.

Результат программы

Прогнозируемые результаты

Обучающиеся должны знать:

- определение основных экологических понятий;

- о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости экосистем;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

- наиболее типичных представителей животного и растительного мира Новосибирской области, Кочковского района;

- основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);

- какую пользу приносят представители животного мира;

- съедобные и ядовитые растения своей местности;

- лекарственные растения, правила сбора, хранения и применения их.

- редкие и охраняемые виды растений и животных нашей области;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- современные проблемы охраны природы, аспекты, принципы и правила охраны природы;

Обучающиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;

- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);

- наблюдать предметы и явления природы;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;

- подготовить доклад, презентацию;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Личностные результаты обучения:

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

- формирование личностных представлений о целостности природы,

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты обучения:

- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;

- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

 

 

Особые условия проведения

Ограничения для занятий в объединении отсутствуют .

Материально-техническая база

Занятия проходят в светлом, сухом, проветриваемом помещении, по объѐму и размерам соответствует числу учащихся в одной группе. В кабинете количество столов и стульев соответствует количеству детей в группе; шкафы для хранения материальной части объединения, настенные стенды, остеклённые витрины для хранения экспонатов, открытые витрины для хранения экспонатов. Для уменьшения зрительного напряжения при работе имеется естественное и искусственное освещение.

Печатные пособия

Комплект таблиц «Ботаника 1. Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения, «Ботаника 2. Строение и систематика цветковых растений», "Зоология".

Наборы картинок в соответствии с тематикой.

Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Комплекты микропрепаратов

Ботаника I, Ботаника II

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

Приборы

Раздаточные

Микроскоп

Демонстрационные

Набор химической посуды и принадлежностей по биологии для демонстрационных работ

Лупа ручная

Технические средства обучения

1. Компьютер.

2. Проектор.

3. Настенная доска.

Стоимость

Обучение осуществляется бесплатно.