Программа «Альгобиотехнологии»

Дополнительная общеобразовательная программа"Альгобиотехнологии" составлена на основе решения по итогам заседаний президиума Совета при президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию;дорожной карты и Матрицы Национальной Технологической Инициативы Российской Федерации; Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике», реализуется в очной форме.

 

В программу "Альгобиотехнологии" введены современные биотехнологии на основе микроводорослей. Для решения этих образовательных задач в программе по-новому отображено содержание, уделено внимание практикоориентированной, социально и личностнозначимой учебной информации.


Актуальность
программы заключается в том, что современное образование характеризуется ускорением обновления технологий и знаний в различных сферах деятельности человека.

Система образования должна действовать в русле требований рыночной экономики, выдвигающей на первый план такие личностные качества, как деловитость, компетентность, инициативность, социальная мобильность.

 

Новизна программы заключается в формировании у обучающихся современных практических альгобиотехнологических компетенций на основе работы с реальным оборудованием.

 

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: естественнонаучная, по содержанию является прикладной (биотехнология микроводорослей, экспертиза сельскохозяйственной продукции; по функциональному предназначению – специальная; по форме организации – традиционные, групповые, индивидуальные, самостоятельная работа, экскурсии.

 

Уровень реализации программы – углубленный

 

Адресат программы: обучающиеся 14-18 лет.

 

Срок реализации программы – 2 года – 272 часа:
1 год обучения – 136 часов,
2 год обучения – 136 часов.

 

Занятия могут проходить фронтально, по группам в 2-3 человека и индивидуально.
При фронтальном проведении занятий все рабочие места оснащаются однотипным оборудованием, инструментами и приспособлениями.
При групповом проведении занятий обучающиеся работают, выполняя одну и ту же работу по 2 – 3 человека.

 

При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное исследовательского типа задание.

 

Для первого года обучения промежуточная аттестация проходит в конце года в форме соревнований. Для второго года обучения защита исследовательских работ на конференциях различного уровня.

 

Педагоги

Лобанова Лариса Викторовна

Должность: педагог дополнительного образования

Общий стаж: 25 лет

Педагогический стаж: 20 лет

Уровень образования: Высшее, Новосибирский государственный педагогический институт, 1997 г. Специальность и квалификация по диплому: учитель биологии средней школы

Категория: высшая

Повышение квалификации:

-«Развитие исследовательской деятельности учащихся: проблемы и перспективы», 10-14

апреля 2019, Малая академия наук, г. Обнинск Калужская область.

- Обучение в Образовательном Фонде «Талант и успех» образовательного центра «Сириус» г. Сочи по программе «Технологии организации проектной работы школьников», 1.12.-06.12. 2019

 

Награждение

Региональный этап Всероссийского конкурса «Юннат-2019». Для педагогических коллективов образовательных организаций и руководителей агроэкологических объединений обучающихся – номинация «Агроэкологические объединения обучающихся в условиях современного образования» (рассматриваются лучшие практики региона, организации, руководителя объединения – наиболее эффективные подходы, формы и инновационные технологии в организации деятельности агроэкологических объединений обучающихся)- диплом I степени.

Расписание

Понедельник-16.00-17.40

Среда 16.00-17.40

Содержание программы

1.Вводное занятие-4ч.

Модуль 1.Микробиологические лаборатории.

2.Микробиологические лаборатории, их оборудование. Правила работы в микробиологической лаборатории-10ч.

Модуль 2. Отбор и приготовление проб.

3.Приготовление проб и растворов различной концентрации-20ч.

Модуль 3. Питательные растворы, их приготовление.

4.Техника приготовления основных питательных сред.-28ч.

Модуль 4. Количественный анализ.

5.Определение количественного содержания веществ и элементов титриметрическим методом- 20ч.

Модуль 5. Практикум "Исследование условий культивирования микроводоросли хлорелла в фотобиореакторе".

6.Основные этапы культивирования микроводорослей-30ч.

Модуль 6. Аналитические работы прикладного характера.

7.Аналитические работы прикладного характера-20ч.

8.Итоговое занятие-4ч.

 

 

2 год обучения

1.Вводное занятие-4ч.

Модуль 1. "Проведение экспериментов в форме научных исследований"

2.Лабораторные и демонстрационные опыты-44ч.

Модуль 2. "Основы индикационной альгологии"

3.Сбор альгологического материала и анализ эколого-флористического разнообразия водоемов Баганского района-56ч.

Модуль 3. Водоросли. Экология водорослей, их значение в природе и деятельности человека.

4.Водоросли. Экология водорослей, их значение в природе и деятельности человека- 8ч.

Модуль 4. Практикум "Культивирование водорослей".

5. Методики культивирования и переработки водорослей-34ч.

6. Итоговое занятие-4ч

 

 

Цели программы

Цель программы: повышение эффективности агро-альго-биотехнологического образования, предпрофессиональная ориентация школьников и создание новых возможностей для практиориентированной деятельности обучающихся.

 

Задачи программы:

Личностные:

-развивать у обучающихся навыки практического решения актуальных исследовательских и инженерно-технических задач в условиях высокотехнологического уклада;

- формировать самостоятельную познавательную деятельность;

- определять границы собственного знания и "незнания".

 

Предметные (образовательные):

- знать, что такое реагенты, и как подготовить материалы для культивирования микрообъектов. Грамотно использовать оборудование микробиологических лабораторий;

- эксплуатировать коммуникации микробиологических лабораторий;

-проводить обработку результатов анализов с использованием аппаратно-программных комплексов;

-работать с микробиологическими объектами (микроскопирование, приготовление питательных сред и пр.);

- научиться сохранению культур микроводорослей, культивировать микроводоросли на фотобиореакторах, а также поддержанию интенсивного роста. Понимание основополагающего в биологии принципа Либиха, что является неотъемлемой частью любой биотехнологии, основанной на использовании живых организмов, например, в сельском хозяйстве.

 

Метапредметные:

- вовлечение обучающихся в научно-техническое творчество и управление своей деятельностью;

- стимулирование интереса обучающиеся к сфере инноваций и высоких технологий, поддержка талантливых подростков, поддерживать инициативность и самостоятельность;

- научить работать с информацией, лабораторным оборудованием, выполнение логических операций, сравнения, анализа, подведение под понятия.

Результат программы

Личностные:

· сформированность навыка умения практического решения актуальных исследовательских задач в условиях высокотехнологического уклада;

· соблюдать правила техники безопасности при работе в микробиологической лаборатории;

· осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

 

Предметные:

- осуществлять подготовку материалов для культивирования микрообъектов;

- знать коммуникации микробиологических лабораторий;

-описывать и проводить результаты анализов;

- знать работу с микробиологическими объектами (микроскопирование, приготовление питательных сред и пр.);

- знать и соблюдать методику сохранения культур микроводорослей, культивирования микроводорослей на фотобиореакторах;

- совершенствование знаний, обучающихся по естественнонаучному направлению;

-знать правила проведения микробиологических исследований в лабораторных условиях с использованием экспресс-лабораторий и цифрового оборудования.

 

Метапредметные:

Программа предполагает развитие у обучающихся

· уметь планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

· стремления, обучающиеся к изучению инноваций и высоких технологий;

· свободно работать и пользоваться различными источниками научной информации;

· уметь пользоваться лабораторным оборудованием.

 

 

 

Особые условия проведения

Принцип комплектования групп: общедоступный. Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей.

По вопросам зачисления обучающихся обращаться по телефону 8923-199-50-44 Лобанова Лариса Викторовна.

 

Материально-техническая база

Весы лабораторные ВМ,весы неавтоматического действия,

мини-центрифуги – вортексы,

комплекс пробоподготовки «Темос- экспресс» ТЭ-1,

ФБР 200(фотобиореактор) из ПП на стальной платформе,

шкаф сушильный с модулем управления ТS87В,

бокс для стерильных работ,

электросушилка бытовая ЭСБ «Волтера-1000» Люкс,бытовая многоступенчатая установка для очистки воды методом обратного осмоса,

фильтровальная установка Акватех,

сетки металлические асбестированные,

микроскоп цифровой, настольный измеритель рН,

спектрофотометр,

программное обеспечение для спектрофотометров В-1100,В-1200,УФ 1100, муфельная печь.

Видео

[ " " ]