Программа «Туристы-краеведы»

Школьный туризм одно из увлекательных средств воспитания человека, способного определить свое место в социуме. Так как он неотделим от краеведческой работы, то есть углуб­ленного изучения природы, истории и культуры своей малой родины, то о нем можно говорить не только как об оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве нравственного и патриотического воспитания, развития необходимых качеств гражданина.

 

А так как сегодня растет отчужденность между людьми, он дает возможности для воспитания коллективизма, взаимовыручки и других социальных качеств и умений.

 

Кроме того, сегодня страна и мир переживают огромное количество природных катаклизмов и техногенных катастроф, терактов, и здесь нужно использо­вать его возможности для выработки умения действовать быстро и правильно в любых экстремальных условиях.

 

Занятия по программе позволят получить детям знания и умения туристской подготовки, топографии и ориентирования, основ гигиены и первой доврачебной помощи, краеведения. Ребят ждут увлекательные туристические походы и экскурсии, участие в районных и областных туристических слетах, профильных сменах и краеведческих конкурсах.

Педагоги

Албутова Лариса Григорьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 39 лет. 

Уровень образования: высшее, окончила Новосибирский государственный педагогический институт, учитель истории и обществознания, методист по воспитательной работе.

Обучающиеся педагога являются Победителями  и призерами  муниципальных конкурсов и олимпиад, региональных олимпиад по школьному краеведению, творческих и историко-краеведческих проектов "Моя гордость -НСО"  и др., Всероссийских  историко-краеведческих и историко-патриотических конкурсов и проектов.

Расписание

Занятия проходят два раза в неделю по 3 часа.

Содержание программы

Первый год обучения (4 часа в неделю): итого 144 час.

  1. Введение в программу – 1 час.
  2. Основы туристской подготовки – 55 часов.
  3. Топография и ориентирование – 30 часов.
  4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 18 часов.
  5. Общая и специальная физическая подготовка– 25 часов.
  6. Краеведение – 15 часов. 

 

Второй год обучения (6 часов в неделю): итого 216 час.

  1. Введение – 2 часа.
  2. Основы туристской подготовки – 99 часов.
  3. Топография и ориентирование – 72 часа.
  4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 20 часов.
  5. Общая и специальная физическая подготовка – 23 часа.

 

Третий год обучения (6 часов в неделю): итого 216 час.

  1. Вводное занятие "Мое здоровье- основа моей жизни"– 2 часа.
  2. Видовые различия в туризме. Разрядные нормативы в спортивном туризме − 6 часов.
  3. Выполнение обязательных походов третьего года обучения по региону– 72 часа.
  4. Обеспечение безопасности в туристских мероприятиях– 36 часов.
  5. Краеведение – 24 часа.
  6. Топография и ориентирование – 68 часов.
  7. Самодеятельное творчество туристов. Туристская песня – 8 часов.

 

Четвертый год обучения (6 часов в неделю): итого 216 час.

  1. Организация и планирование туристско- краеведческой работы в школе – 6 часов.
  2. Спортивное ориентирование – 40 часов.
  3. Краеведение – 34 часа.
  4. Туризм – 40 часов.
  5. Школа выживания - 40 часов.
  6. Туристские походы и экскурсии - 40 часов.
  7. Оформление отчётов – 8 часов.
  8. Туристский организатор школы и его обязанности – 8 часов.   

 

Общее  количество часов по программе 792 час.

Цели программы

Цель программы:

Создание среды для освоения туристско-краеведческих знаний, умений и навыков, нравственного, физического и гражданско-патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами туристско-краеведческой деятельности.

Задачи:

Личностные:

- укреплять психическое и физическое здоровье обучающихся;

- воспитывать у обучающихся патриотизм, бережное отношения к природе, культурному наследию и окружающему миру;

- обеспечивать возможности для социальной адаптации обучающихся;

- прививать навыки здорового образа жизни и потребность в нем.

- развивать практические навыки самостоятельности, самоорганизации и самодисциплины; совершенствовать силу, выносливость, координацию движений в соответствии с физическими и возрастными особенностями каждого;

 

Метапредметные:

- формировать познавательный интерес обучающихся, вырабатывать навыки поисково – исследовательской работы.

- Развивать умения осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности,

- Развивать умения понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее достижения,

- Способствовать умению организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

 

Предметные:

- приобретать умения и навыки в работе с туристским снаряжением, картой и компасом, овладеть способами прохождения полосы препятствий

- обучать знаниям, умениям и навыкам по туристской технике, тактике и ориентированию, доврачебной ме­дицинской помощи.

- совершенствовать умение вести исследовательскую и проектную деятельность, работать с компьютером

- повышать интерес к истории малой родины, прослеживать связь жизни семьи с событиями страны;

- формировать умения и навыки выживания в экстре­мальных условиях,

совершенствование духовных и физических потребностей, в т.ч. в здоровом образе жизни.

-обучать способам вязания узлов и их применению.



 

 

Результат программы

Итоговым результатом освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является овладение туристско-краеведческими знаниями, умениями и навыками, знание нравственных основ личности и общества и следование им; сформированность физического здоровья и черт гражданина и патриота своего Отечества.

Показателем успешной реализации программы, ее прямыми критериями результатов обучения являются успешное усвоение содержания программы по годам обучения, прирост спортивных и творческих достижений, участие в походах и победы в сорев­нованиях при наличии положительных результатов; победы в исследовательских и краеведческих конкурсах и проектах.

Косвенные критерии: создание стабильных групп, заинтересованность учащихся в за­нятиях, развитие чувства ответственности и товарищества, сформированность учебно-исследовательских и творческих умений и навыков, а в конечном итоге воспитание физически и нравственно здоровых будущих граждан.

 

Ожидаемые результаты первого года обучения:

Предметные:

Обучающиеся будут знать:

- правила поведения вне населенных пунктов, вопросы экологии;

- основы туристской техники;

- основы топографии и ориентирования;

- иметь общее представление об особенностях поселка, города и района;

- иметь общее представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;

- опасные и ядовитые растения, растущие в поселке и районе.

Обучающиеся будут уметь:

- преодолевать несложные естественные препятствия;

- ориентироваться по карте и компасу на несложном полигоне;

- оказывать элементарную медицинскую помощь.

-выполнять простые исследовательские и творческие работы.

Личностные:

- укрепится физическое и психическое здоровья обучающихся;

- сформировано понимание содержания понятия гражданина своего Отечества

- обеспечены условия и возможности для социальной адаптации обучающихся;

- сформированы начальные навыки здорового образа жизни и потребность в нем.

Метапредметные:

- сформируется познавательный интерес у обучающихся, выработаны начальные навыки поисково – исследовательской работы.

- Развиты начальные умения понимать учебную задачу.

- Развиты начальные умения осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности.

 

Ожидаемые результаты второго года обучения:

Предметные. Обучащиеся будут знать:

- Порядок оформления ПВД, порядок действий при подготовке к походу.

- Основные сведения по истории и географии Новосибирской области

- Способы преодоления различных естественных препятствий.

- Расширят и углубят знания, полученные по программе первого года обучения.

обучащиеся будут уметь:

- Выполнять функции нескольких участников похода (не менее трех).

- Выполнить свой раздел отчета о походе.

- Выполнять все операции походного быта.

- Пройти все этапы соревнований по технике пешеходного туризма.

- Самостоятельно ориентироваться на местности.

Личностные: обучающиеся достигнут:

- укрепят физического и психического здоровья обучающихся;

- продолжат формирование понятия гражданина и патриота своего Отечества.

- приобретут условий и возможности для социальной адаптации обучающихся;

- сформируют основные навыки здорового образа жизни и потребность в нем.

Метапредметные:

- Умеют осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности

- Умеют понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее достижения,

- Умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

 

Ожидаемые результаты третьего года обучения:

Предметные. Обучающиеся будут знать:

- Разрядные нормативы спортивного туризма.

- Правила подготовки и организации многодневных походов, меры безопасности в них;

- Правила соревнования по топографии и ориентированию;

- Иметь общее представление об истории и географии НСО;

- Приемы самоконтроля и доврачебной медицинской помощи;

- Алгоритмы выживания в природной среде.

обучащиеся будут уметь:

- Оказывать доврачебную медицинскую помощь при всех видах травм и заболеваний;

- Выполнять функции любого участника похода;

- Самостоятельно подготовить и провести однодневный или двухдневный поход;

- Свободно ориентироваться на природе;

- Свободно проходить все этапы соревнований по туристской технике.

Личностные: обучающиеся достигнут:

- укрепят физическое и психическое здоровье обучающихся;

- продолжат формирование понятия гражданина и патриота своего Отечества, освоят нравственные основы общества и личности, будут стремиться сделать их своей потребностью.

- приобретут условия и возможности для социальной адаптации

- сформируют основные навыки здорового образа жизни и потребность в нем, трудолюбие и ответственное отношение к решению задач;

Метапредметные:

- Умеют осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности,

- Умеют понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее достижения,

- Умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

 

Ожидаемые результаты четвертого года обучения.

Предметные:

Обучающиеся должны знать все обязанности туриста-организатора школьных туристских мероприятий и уметь их организовать.

В результате реализации программы каждый обучающийся будет знать:

-основные составляющие здорового образа жизни;

-основные страницы истории Отечества, области, района;

-технику и тактику пешеходного туризма;

-правила оказания первой медицинской помощи;

-факторы выживания.

По окончании обучения обучающиеся будут уметь:

-ориентироваться на местности и двигаться по азимуту,

-вязать узлы, пользоваться страховочной системой;

-владеть техникой и тактикой пешеходного туризма;

-выполнять физические упражнения в объеме требований,

-оказывать медицинскую помощь пострадавшему и себе;

-уметь организовать и провести школьный турслет.

Обучающийся должен уметь решать жизненно важные практические задачи:

-вести здоровый образ жизни;

-проявлять психологическую и физическую готовность к преодолению препятствий и трудностей.

-защитить себя в экстремальных ситуациях;

-оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и себе.

-ориентироваться на незнакомой местности.

Личностные:

1. Сформировано у обучающихся уважение к истории России, семьи, стремление к ее познанию и изучению через различные формы исследовательской и краеведческой деятельности.

2. Сформирована потребность к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению;

3. Сформированы навыки здорового образа жизни, умение помочь себе и окружающим в трудной ситуации.

Метапредметные:

- Умеет осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности,

- Умеет понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее достижения,

- Умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

-коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную

деятельность в коллективе.

 

 

Особые условия проведения

Ребенок должен иметь основную группу занятий по физической культуре (для туристов), для краеведов ограничений нет.

Материально-техническая база

Материально-техническая база учебного процесса:

учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, шкафы для хранения материалов, оборудования, методической литературы.

1. Персональный компьютер, проектор, экран

2. Географическая карта Новосибирской области и Черепановского района

3. Компасы

4. Условные знаки карт

5. Учебные плакаты

6. Секундомер

7. Часы

8. Палатки, туристские коврики, рюкзаки, тенты

9. Костровое оборудование: котлы, тросик

10. Рукавицы костровые (брезентовые)

11. Лопата саперная в чехле

12. Топор в чехле

13. Аптечка медицинская в упаковке

14. Ремонтный набор

15. Рулетка 15–20 м, лента мерная

16. Фотоаппарат

17. Термометр наружный, термометр водный

18. Веревки основные и вспомогательные

19. Репшнур, карабины, страховочные системы, каски, жумары

20. Спусковые устройства (восьмерки)

21. Рукавицы

22. Мячи (волейбольные, футбольные) мячи набивные

23. Скакалки

24. Канцелярские принадлежности.

25. Маршрутные документы (маршрутные листы)

 

Стоимость

Занятия проводятся на бесплатной основе

Видео

[ "" ]