Программа «Туристы-краеведы»

Школьный туризм- одно из увлекательных средств воспитания человека, способного определить свое место в социуме. Так как он неотделим от краеведческой работы, то есть углуб­ленного изучения природы, истории и культуры своей малой родины, то о нем можно говорить не только как об оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве нравственного и патриотического воспитания, развития необходимых качеств гражданина.

 

Сегодня страна и мир переживают огромное количество природных катаклизмов и техногенных катастроф, терактов, и здесь нужно использо­вать его возможности для выработки умения действовать быстро и правильно в любых экстремальных условиях. А так как сегодня растет отчужденность между людьми, он дает возможности для воспитания коллективизма, взаимовыручки и других социальных качеств и умений.

 

Занятия по программе позволят получить детям знания и умения туристской подготовки, топографии и ориентирования, основ гигиены и первой доврачебной помощи, краеведения. Ребят ждут увлекательные туристические походы и экскурсии, участие в районных и областных туристических слетах, профильных сменах и краеведческих исследовательских конкурсах различных уровней, участие в историко-патриотических играх, викторинах, профильных сменах.

Педагоги

Албутова Лариса Григорьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 39 лет. 

Уровень образования: высшее, окончила Новосибирский государственный педагогический институт, учитель истории и обществознания, методист по воспитательной работе.

Обучающиеся педагога являются Победителями  и призерами  муниципальных конкурсов и олимпиад, региональных олимпиад по школьному краеведению 2019-2021гг, призером Финального этапа олимпиады по школьному краеведению 2020г., творческих и историко-краеведческих проектов «Моя гордость-НСО» и др., Призером Всероссийской историко-краеведческой игры "Герои нашего времени"-2021г. и историко-патриотических конкурсов и проектов "Салют, Победа", "Символы государства", "Твои правители, Россия" и др.

Расписание

Занятия проходятся:

  • в первый год обучения два раза в неделю по 2 часа;
  • во второй год обучения два раза в неделю по 3 часа.

Содержание программы

Первый год обучения (4 часа в неделю): итого 144 час.

  1. Введение в программу – 1 час.
  2. Основы туристской подготовки – 55 часов.
  3. Топография и ориентирование – 30 часов.
  4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 18 часов.
  5. Общая и специальная физическая подготовка– 25 часов.
  6. Краеведение – 15 часов. 

 

Второй год обучения (6 часов в неделю): итого 216 час.

  1. Введение – 2 часа.
  2. Основы туристской подготовки – 99 часов.
  3. Топография и ориентирование – 72 часа.
  4. Основы гигиены и первая доврачебная помощь – 20 часов.
  5. Общая и специальная физическая подготовка – 23 часа.

 

Третий год обучения (6 часов в неделю): итого 216 час.

  1. Вводное занятие «Моё здоровье- основа моей жизни"– 2 часа.
  2. Видовые различия в туризме. Разрядные нормативы в спортивном туризме − 6 часов.
  3. Выполнение обязательных походов третьего года обучения по региону– 72 часа.
  4. Обеспечение безопасности в туристских мероприятиях– 36 часов.
  5. Краеведение – 24 часа.
  6. Топография и ориентирование – 68 часов.
  7. Самодеятельное творчество туристов. Туристская песня – 8 часов.

 

Четвертый год обучения (6 часов в неделю): итого 216 час.

  1. Организация и планирование туристско- краеведческой работы в школе – 6 часов.
  2. Спортивное ориентирование – 40 часов.
  3. Краеведение – 34 часа.
  4. Туризм – 40 часов.
  5. Школа выживания - 40 часов.
  6. Туристские походы и экскурсии - 40 часов.
  7. Оформление отчётов – 8 часов.
  8. Туристский организатор школы и его обязанности – 8 часов.   

 

Общее  количество часов по программе: 792 часа.

Цели программы

Цель программы:

Создание среды для освоения туристско-краеведческих знаний, умений и навыков, нравственного, физического и гражданско-патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами туристско-краеведческой деятельности.

Задачи:

Личностные:

  • укреплять психическое и физическое здоровье обучающихся;
  • воспитывать у обучающихся патриотизм, уважительное и бережное отношения к природе, культурному наследию и окружающему миру;
  • обеспечивать возможности для социальной адаптации обучающихся;
  • прививать навыки здорового образа жизни и потребность в нём;
  • развивать практические навыки самостоятельности, самоорганизации и самодисциплины;
  • совершенствовать силу, выносливость, координацию движений в соответствии с физическими и возрастными особенностями каждого.

 

Метапредметные:

  • формировать познавательный интерес обучающихся, вырабатывать навыки поисково–исследовательской работы;
  • развивать умения осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • развивать умения понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее достижения;
  • способствовать умению организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.

 

Предметные:

  • обеспечить приобретение умений и навыков в работе с туристским снаряжением, картой и компасом, овладение способами прохождения полосы препятствий;
  • обучить знаниям, умениям и навыкам по туристской технике, тактике и ориентированию, доврачебной ме­дицинской помощи;
  • совершенствовать умение вести исследовательскую и проектную деятельность, работать с компьютером;
  • повысить интерес к истории малой родины, прослеживать связь жизни семьи с событиями страны;
  • сформировать умения и навыки выживания в экстре­мальных условиях совершенствование духовных и физических потребностей, в т.ч. в здоровом образе жизни;
  • обучить способам вязания узлов и их применению.

Результат программы

Итоговым результатом освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является овладение туристско-краеведческими знаниями, умениями и навыками, знание нравственных основ личности и общества и следование им; сформированность физического здоровья;  черт гражданина и патриота своего Отечества.

Показателем успешной реализации программы, ее прямыми критериями результатов обучения являются успешное усвоение содержания программы по годам обучения, прирост спортивных и творческих достижений, участие в походах и победы в сорев­нованиях, играх и конкурсах при наличии положительных результатов; победы в исследовательских и краеведческих конкурсах и проектах.

Косвенные критерии: создание стабильных групп, заинтересованность учащихся в занятиях, развитие чувства ответственности и товарищества, сформированность учебно-исследовательских и творческих умений и навыков, а в конечном итоге воспитание физически и нравственно здоровых будущих граждан.

 

Ожидаемые результаты первого года обучения:

Предметные:

Обучающиеся будут знать:

  • правила поведения вне населенных пунктов, вопросы экологии;
  • основы туристской техники;
  • основы топографии и ориентирования;
  • иметь общее представление об особенностях поселка, города и района;
  • иметь общее представление о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи;
  • опасные и ядовитые растения, растущие в посёлке и районе

Обучающиеся будут уметь:

  • преодолевать несложные естественные препятствия;
  • ориентироваться по карте и компасу на несложном полигоне;
  • оказывать элементарную медицинскую помощь;
  • выполнять простые исследовательские и творческие работы

 

Личностные:

  • укрепится физическое и психическое здоровья обучающихся;
  • сформируется понимание содержания понятия гражданина своего Отечества;
  • обеспечены условия и возможности для социальной адаптации обучающихся;
  • сформированы начальные навыки здорового образа жизни и потребность в нём

 

Метапредметные:

  • сформируется познавательный интерес у обучающихся, выработаны начальные навыки поисково –исследовательской работы;
  • развиты начальные умения понимать учебную задачу;
  • развиты начальные умения осуществлять контроль и оценку результатов своей деятельности

 

Ожидаемые результаты второго года обучения:

Предметные:

Обучающиеся будут знать:

  • порядок оформления ПВД, порядок действий при подготовке к походу;
  • основные сведения по истории и географии Новосибирской области;
  • способы преодоления различных естественных препятствий;
  • расширят и углубят знания, полученные по программе первого года обучения

Обучающиеся будут уметь:

  • выполнять функции нескольких участников похода (не менее трёх);
  • выполнить свой раздел отчета о походе;
  • выполнять все операции походного быта;
  • пройти все этапы соревнований по технике пешеходного туризма;
  • самостоятельно ориентироваться на местности

 

Личностные:

Обучающиеся достигнут:

  • укрепят физического и психического здоровья обучающихся;
  • продолжат формирование понятия гражданина и патриота своего Отечества;
  • приобретут условий и возможности для социальной адаптации обучающихся;
  • сформируют основные навыки здорового образа жизни и потребность в нём

 

Метапредметные:

  • умеют осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • умеют понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее достижения;
  • умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками

 

Ожидаемые результаты третьего года обучения:

Предметные:

Обучающиеся будут знать:

  • разрядные нормативы спортивного туризма;
  • правила подготовки и организации многодневных походов, меры безопасности в них;
  • правила соревнования по топографии и ориентированию;
  • иметь общее представление об истории и географии НСО;
  • приемы самоконтроля и доврачебной медицинской помощи;
  • алгоритмы выживания в природной среде

Обучающиеся будут уметь:

  • оказывать доврачебную медицинскую помощь при всех видах травм и заболеваний;
  • выполнять функции любого участника похода;
  • самостоятельно подготовить и провести однодневный или двухдневный поход;
  • свободно ориентироваться на природе;
  • свободно проходить все этапы соревнований по туристской технике

 

Личностные:

обучающиеся достигнут:

  • укрепят физическое и психическое здоровье обучающихся;
  • продолжат формирование понятия гражданина и патриота своего Отечества, освоят нравственные основы общества и личности, будут стремиться сделать их своей потребностью;
  • приобретут условия и возможности для социальной адаптации;
  • сформируют основные навыки здорового образа жизни и потребность в нём, трудолюбие и ответственное отношение к решению задач

Метапредметные:

  • умеют осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • умеют понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее достижения;
  • умеют организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками

 

Ожидаемые результаты четвертого года обучения:

Предметные:

Обучающиеся должны знать все обязанности туриста-организатора школьных туристских мероприятий и уметь их организовать.

В результате реализации программы каждый обучающийся будет знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни;
  • основные страницы истории Отечества, области, района;
  • технику и тактику пешеходного туризма;
  • правила оказания первой медицинской помощи;
  • факторы выживания

По окончании обучения обучающиеся будут уметь:

  • ориентироваться на местности и двигаться по азимуту;
  • вязать узлы, пользоваться страховочной системой;
  • владеть техникой и тактикой пешеходного туризма;
  • выполнять физические упражнения в объеме требований;
  • оказывать медицинскую помощь пострадавшему и себе;
  • уметь организовать и провести школьный турслёт

Обучающийся будут уметь решать жизненно важные практические задачи:

  • вести здоровый образ жизни;
  • проявлять психологическую и физическую готовность к преодолению препятствий и трудностей;
  • защитить себя в экстремальных ситуациях;
  • оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и себе;
  • ориентироваться на незнакомой местности

Личностные:

  • сформировано у обучающихся уважение к истории России, семьи, стремление к ее познанию и изучению через различные формы исследовательской и краеведческой деятельности;
  • сформирована потребность к самообразованию, саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированы навыки здорового образа жизни, умение помочь себе и окружающим в трудной ситуации

Метапредметные:

  • умеет осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • умеет понимать и принимать учебную задачу, планировать способы ее достижения;
  • умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;
  • коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в коллективе

Особые условия проведения

Ребёнок должен иметь основную группу занятий по физической культуре (для туристов), для краеведов ограничений нет

Материально-техническая база

Учебные помещения и площадки:   

  • учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиями оборудованный ученическими столами и стульями для проведения занятий, шкафами  для хранения материалов, оборудования, методической литературы;
  • стадион и  спортивная площадка, оборудованная необходимыми спортивными снарядами.

 

Материально-техническое обеспечение:

  • Персональный компьютер, проектор, экран.
  • Географическая карта Новосибирской области и Черепановского района.
  • Компасы.
  • Условные знаки карт.
  • Учебные плакаты.
  • Секундомер.
  • Часы.
  • Палатки, туристские коврики, рюкзаки, тенты.
  • Костровое оборудование: котлы, тросик.
  • Рукавицы костровые (брезентовые).
  • Лопата саперная в чехле.
  • Топор в чехле.
  • Аптечка медицинская в упаковке.
  • Ремонтный набор.
  • Рулетка 15–20 м, лента мерная.
  • Фотоаппарат.
  • Термометр наружный, термометр водный.
  • Веревки основные и вспомогательные.
  • Репшнур, карабины, страховочные системы, каски, жумары.
  • Спусковые устройства (восьмерки).
  • Рукавицы.
  • Мячи (волейбольные, футбольные) мячи набивные.
  • Скакалки.
  • Канцелярские принадлежности.
  • Маршрутные документы (маршрутные листы).

 

Информационное обеспечение:

  • Учебные фильмы.
  • Мультимедийные презентации.
  • Электронные образовательные ресурсы: мультимедийные материалы, презентации, фрагменты фильмов, работа с электронными источниками: сайты, словари, энциклопедии).
  • Материалы Интернет-сайтов.

Стоимость

Занятия проводятся на бесплатной основе.

Видео

[ "" ]