Программа «Наш край»

Программа реализуется на базе школьных музеев города.

Новизной программы является практико -ориентированный подход, адаптирована для начальной школы.

 

Занятия предполагается проводить в игровой форме, а также в виде лекций, бесед, встреч с краеведами, учеными; экскурсий, походов и путешествий. Кроме того, предусмотрены различные формы самостоятельной работы.
Программа является комплексной, сочетающей в себе курсы истории, экскурсоведения и туризма.

 

Программа является интегрированной, так как включает сведения из географии, литературоведения, культурологии, археологии, этнографии, школьного курса истории.
В процессе освоения программы систематически проводится диагностика образовательного уровня обучающихся.

 

Итоговая аттестация обучающихся может проводиться в форме презентации, творческого отчета, защиты проекта или творческой работы.

Программа рассчитана на младший школьный возраст учащихся от 7 до 11 лет.

Срок реализации программы: 2 года. Общее количество часов – 108.

Педагоги

Родина Анастасия Николаевна, педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории.

Педагогический стаж – 10 лет.

2007 г. – Кемеровский государственный университет культуры и искусств. Культурологический факультет Специальность – «Музейное дело и охрана памятников.

2011 г. – аспирантура по специальности 24.00.03, отрасль науки – 24.00.00 «Культурология».

 

Курсы повышения квалификации за последние 5 лет: 

2014 г. – ГЦИ «Эгида», курсы повышения квалификации «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе (40 часов).

2018 г. – ООО «Инфоурок», курсы повышения квалификации «Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности» (72 часа).

25.03.2019-05.04. 2019 г. – МКУДПО «Городской центр развития образования», курсы повышения квалификации «Содержание и методика краеведения в современной школе».

05.11.2019 −12.11.2019 – ГЦИ «Эгида», курсы повышения квалификации «Обработка изображений и видео в редакторах MOVAVI в условиях реализации ФГОС» (40 часов).

Содержание программы

1 год обучения

  • Вводное занятие. Знакомство с краеведением – 3;
  • "Россия – Родина моя!". Страна, в которой мы живем −3;
  • Улица, где находится школа – 1.5;
  • Изучаем наш микрорайон: школа, в которой я учусь.
  • План -схема школы, ее помещений, экскурсия по школе. История школы – 3;
  • Школьный музей – 1.5;
  • Экскурсии и прогулки по улицам микрорайона – 3;
  • Улица, где я живу– 1.5; 
  • Во времена Великих ледников – 1.5;
  • По следу мамонта. Где и как жили мамонты? Почему вымерли? – 1.5; 
  • Древние рисунки неизвестных художников. Художественные промыслы. Древнейшие жилища Сибири −3;
  • Первые охотники и рыболовы Сибири – 1.5;
  • Скотоводы и земледельцы Сибири – 1.5;
  • Как торговали сибиряки-1.5; 
  • Древняя одежда сибиряков −1.5; 
  • Как в Сибири строили дома −1.5;
  • Во что верили в древности −1.5;
  • Археология и этнография (памятники культуры и быта древних жителей) −3; 
  • Коренные народы Сибири – 3;
  • Деревянное зодчество Сибири – 1.5;
  • Древняя и средневековая история Новосибирской области – 3;
  • История Новосибирской области в 17-н. 20 вв. – 3;
  • История Новосибирской области в 20-21 вв. – 3
  • Повторительно обобщающий урок по курсу-1.5;
  • Итоговое занятие по курсу – 1.5.

Итого: 54 часа.

 

2 год обучения

  • Рождение города −3;
  • Как город стал Новосибирском −3;
  • Новосибирск в годы ВОВ −3;
  • Послевоенная жизнь в городе −3;
  • Новосибирск сегодня −3;
  • Административное деление города и районы – 1.5;
  • Академгородок и города – спутники −1.5;
  • Зарождение образования в поселке и городе. Будаговская школа. Крячковские школы (урок-экскурсия) −1.5;
  • "Город мастеровой": первые городские предприятия. Обзор и краткая история старейших предприятий района. Городские ремесла- 1.5;
  • "Город театральный": школьные театры как культурные очаги поселка и города. От любительского театра к профессиональному −3;
  • "Город на экране«: первый кинотеатр Махотина, «туманные картинки», старые городские кинотеатры, кинокопировальная фабрика. Кинотеатры сегодня – 1.5;
  • Архитектура города −9;
  • "Город нарядный«: городская мода, швейное объединение «Северянка» −1.5;
  • Музыкальное искусство- 3;
  • Из истории района, где я живу −4.5
  • Мой район в годы ВОВ – 3
  • Район сегодня – 4.5
    Экзамен – 1.5
  • Посвящение в экскурсоводы – 1.5

Итого: 54 часа.
ВСЕГО: 108 часов.

Цели программы

Цели курса:

Развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности.. Воспитание патриотов своего края.

 

Задачи:

- углубление и расширение знаний на основе конкретных фактов из истории родного города и Новосибирской области;

- воспитание уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории и культуры;

- ознакомление обучающихся с основами экскурсоведения, туризма, формирование представления об их связи с краеведением;

- привитие навыков научно-исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

-историю своего края, города, района, историю своей семьи, улицы, школы.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь: 

- работать с различными источниками краеведческой и музееведческой информации, самостоятельно добывать знания;

- применять полученные знания на практике.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества: уверенность в себе, коммуникабельность, широкий кругозор, любознательность и другие качества, которые нужны в жизни.

Особые условия проведения

Платным является участие в региональном конкурсе «Мир на ладони», посещение некоторых музеев платное.

Материально-техническая база

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, принтер.

Видеофильмы, компьютерные учебные программы.

Репродукции, фотографии.

Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты).

Книги, журналы, учебные пособия, открытки, музейные предметы.