Программа «Экошкола»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экошкола» построена с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, имеет естественнонаучную направленность, является экспериментальной, апробируется впервые.

Актуальность данной программы вытекает из требований к системе дополнительного образования, прописанных в Концепции развития дополнительного образования детей. В ней говорится, что сфера дополнительного образования детей должна создавать особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Поэтому нацеленность на создание условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения, а также развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей влечет за собой необходимость умения вести исследовательскую деятельность. Занятие наукой имеет большое значение для удовлетворения потребностей развивающейся личности ребенка и расширения его интересов, что соответствует одной из целей концепции развития дополнительного образования. Становится важным уметь правильно организовать исследования, подобрав оптимальные методы по изучению исследуемого объекта. По этой причине в программе подняты вопросы по овладению основными методиками исследований, которые могут быть применены в различных областях исследований и к разным объектам, что делает учащегося, овладевшего основами этих знаний, способным заняться изучением практически любого объекта.

Педагогическая целесообразность программы заключается в действенности материала и формы подачи на обучающихся данного возраста. Именно в этом возрасте дети готовы заниматься серьезной деятельностью, имеют достаточный уровень теоретической подготовки и заинтересованы в своей дальнейшей профессиональной подготовке. Они способны к теоретическим и эмпирическим действиям с информацией, использованию накопленных знаний на практике. Поэтому, после прохождения программы, обучающиеся владеют основами научной деятельности, приобретают навыки и умения, необходимые для выполнения успешной исследовательской работы.

Отличительная особенность программы заключается в её комплексности, охвате разных направлений биологии и освоении методов изучения живого, применяемых в разных разделах биологии, как и общих для всех наук, так и специфичных для конкретной области применения.

Педагоги

Ткаченко Людмила Филипповна, педагог дополнительного образования МКУ ДО "ИМЦ", стаж педагогической деятельности 10 лет.

Расписание

П. 14.15 - 15.35

С.13.30-14.50

Ч. 13.30-14.50

Содержание программы

  Программа содержит два основных блока:теоретический и практический.

  В целом учебное занятие по данной программе можно представить в виде последовательности следующих этапов: организационного, проверочного, подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового, информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности, содержанием и конкретной задачей. Основанием для выделения этапов может служить процесс усвоения знаний, который строится как смена видов деятельности учащихся: восприятие – осмысление – запоминание применение – обобщение – систематизация. Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

1.
Вводное занятие
2.
Биология, её разделы и смежные дисциплины.
3.
Методология полевых исследований по зоологии беспозвоночных и позвоночных (птиц, пресмыкающихся, млекопитающих)
4.
Методология полевых исследований по ботанике.
5.
Методология полевых исследований по ихтиологии и гидробиологи
6.
Методология полевых исследований по почвоведению.
7.
Лабораторные методы исследований по физиологии.
8.
Лабораторные методы исследований в микробиологии.
9.
Лабораторные методы исследований в генетике.
10.
Лабораторные методы исследований в эмбриологии.
11.
Лабораторные методы исследований молекулярной биологии.
12.
Методология экологии.
13.
Исследовательский блок. Технология оформления результатов работы. Подготовка к конференциям.

 

Цели программы

Цель: формирование информационных и коммуникативных компетенций обучающихся в области биологии и экологии через освоение методов биологических наук и исследовательскую деятельность.

Задачи 1 года обучения:

Воспитательные:

- готовность и способность к самостоятельной, творческой и познавательной деятельности;

– готовность к образованию и самообразованию;

- этические чувства доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;

- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями.

Обучающие:

- владение понятиями науки, научного метода, всеобщих, общенаучных, специальных научных методов;

– владение технологией работы с растительным и животным материалом в природе;

– знание основ методов краеведческой работы, фенологии;

– владение методологией полевых исследований по зоологии беспозвоночных и позвоночных;

– знание основ методологии исследований по ботанике;

– владение основными методами исследований по ихтиологии, гидробиологии, почвоведению;

– развитие навыков культуры устной и письменной речи;

– сформированность навыков работы с литературой;

- сформированность умений решать задачи с применением методов научного исследования.

Развивающие:

- владение навыками исследовательской деятельности;

- готовность к самостоятельному решению практических задач;

- овладение понятийным аппаратом и научными методами в объёме, необходимом для дальнейшего образования и самообразования;

- умение работать в команде: находить компромиссы и общие решения.

Задачи 2 года:

Воспитательные:

- сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками и педагогами;

- уважительное отношение к иному мнению;

- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.

Обучающие:

- владение основными методами исследований по физиологии и микробиологии;

- знание методологии исследований по генетике, эмбриологии, молекулярной биологии;

- владение основами методологии экологических исследований;

- овладение методом микроскопии, изготовления препаратов для микробиологических исследований,методом культивирования бактерий;

– знание методики оценивая биомассы и продуктивности растений и животных.

Развивающие:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи, развивать интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, умение вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности.

Результат программы

1 года обучения:

- будет владеть понятиями науки, научного метода, всеобщих, общенаучных, специальных научных методов;

- будет владеть технологией работы с растительным и животным материалом в природе;

- будет знать основы методологии краеведческой работы, фенологии;

- будет владеть методологией полевых исследований по зоологии беспозвоночных и позвоночных;

- будет знать основы методологии исследований по ботанике;

– будет владеть основными методами исследований по ихтиологии, гидробиологии, почвоведению.

- будет уметь правильно применять основные методы исследовательской деятельности для решения практических задач;

- разовьёт навыки культуры устной и письменной речи;

- получит навыки работы с литературой.

2 года обучения:

- будет владеть основными методами исследований по физиологии и микробиологии;

– будет знать методологию исследований по генетике, эмбриологии, молекулярной биологии;

– будет владеть основами методологии экологических исследований;

- овладеет методом микроскопии, изготовления препаратов для микробиологических исследований, методом культивирования бактерий;

– будет знать методики оценивая биомассы и продуктивности растений и животных.

Особые условия проведения

Наличие у ребёнка стремления, направленного на личностно-профессиональное самоопределение. Ограничений по состоянию здоровья нет.

Материально-техническая база

 Для проведения занятий имеется учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН, компьютер, мультимедийный экран, проектор, выход в Интернет,   лабораторное оборудование. Часто занятия проходят (при благоприятных  природных условиях) вне помещения.

Информационное обеспечение: интернет источники, журналы, книги, альбомы.

Дидактический материал: наглядный материал (макеты, муляжи, гербарии, фотографии, иллюстрации, видео материалы).

Стоимость

Оплата за обучение не предусмотрена.