Программа «Искусство звучащего слова»

Речь и голос – один из главных инструментов актера. Речь на сцене всегда занимала и занимает особое место в характеристике того или другого стиля актёрского исполнения.

 

В любой театральной системе речь является одним из самых важных средств отражения среды, реальности, в которой живёт и действует личность.

 

Художественное чтение – творческое воплощение литературного произведения в действенном звучащем слове. Оно способствует приобщению к хорошей литературе, формированию художественного вкуса, расширению кругозора, воспитанию нравственных качеств и, в конечном счёте, духовному обогащению личности.

 

Решение этих задач приобретает особенно большое значение в современных условиях, когда информационная среда, окружающая детей, формирует у них упрощённое, преимущественно визуальное восприятие действительности.

 

Слову, живой речи в средствах массовой информации уделяется второстепенное место. Особую тревогу вызывает широкое распространение жаргонных слов и выражений, намеренное искажение русского языка в сфере подросткового и молодёжного общения. Приходится констатировать, что субкультурные явления, растиражированные СМИ, особенно посредством Интернета, часто получают в глазах детей и подростков статус настоящей культуры.

 

Настоящая программа позволяет в известной мере компенсировать недостаток полноценного, «живого» общения с литературой у современных детей, даёт им возможность с помощью художественного слова почувствовать красоту правильной, образной, содержательной речи, понять и почувствовать всю ценность литературного языка как основы национальной культуры.

Педагоги

Титенко Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования. Педагогический стаж более 10 лет. Без категории.

Образование: Новосибирское областное культурно-просветительское училище, 1984.

Курсовая подготовка: 15.09. – 20.10. 2020 г. ГАУДПО НСО «НИПК и ПРО» Дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации) «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в развитии способностей и социализации учащихся».

Содержание программы

Программа реализуется за 3 учебных года. Первый и второй года разделены на два модуля обучения - Модуль 1 «Мы играем, мы мечтаем» (ПФ ДОД) и Модуль 2 «Слово на ладошке» (МЗ). Каждый модуль изучается параллельно и рассчитан на 72 часа в год, соответственно, программа реализуется за 144 часа в год (288 часов за весь период обучения). 3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа, в год – 216 часов.

 

Содержание программы 1 года обучения

Модуль 1

«Мы играем – мы мечтаем»

Раздел 1 «Вводный блок»

Тема №1 «Вводное занятие»

Тема №2  «Начальная диагностика»

Тема №3 «Организационные игры-упражнения»

Раздел 2 «Основы актёрское мастерство»

Тема №1 «Фантазия и воображение»

Тема №2 «Внимание и память»

Тема №3 «Сценическое общение»

Раздел 3 «Основы сценической речи»

Тема №1 «Как устроен речевой аппарат. Дыхание и голос»

Тема №2 «Дикция»

Тема №3 «Орфоэпия»

Раздел 4 «Основы сценическое движение»

Тема №1 «Раскрепощение мышц»

Тема №2 «Осанки и походки»

Тема №3 «Развитие  координации и баланса»

Раздел 5 «Азбука театра»

Тема №1 «Беседа о театре. Как устроена сцена. Театральные

Тема №2 «День театра» Теория.

Тема №3 «Посещение театров, музеев»

 Итого 172 часа

 

Модуль 2

«Слово на ладошке»

Раздел 1 «Работа над  произведением»

Тема №1 «Выбор исполняемого материала. Чтение стихов, рассказов»

Тема №2 «Техническая работа над текстом»

Тема №3 «Интонационная работа над текстом»

Тема №4 «Работа над воображением чтеца, творческое видение»

Тема №5 «Репетиционно-постановочная работа»

Раздел 2 «Концертная деятельность»

Тема №1 «Концерты, конкурсы, показы»

Раздел 3 «Итоговое занятие»

Тема №1 «Подведение итогов за учебный год»

 Итого 72 часа.

 

Итого 1 год обучения 144 часа

Содержание образовательной программы 2 года обучения

Модуль 1

«Мы играем – мы мечтаем»

Раздел 1 «Вводный блок»

Тема №1 Беседа об особенностях занятий в театральном коллективе.

Тема №2 Выявление стартовых возможностей для распределения литературных произведений (голос, дикция, внешние данные).

Тема №3 Организационные игры-упражнения

Раздел 2 «Основы актёрское мастерство»

Тема №1 «Предлагаемые обстоятельства»

Тема №2 «Мимика и жесты в искусстве чтеца»

Тема №3 «Этюдный метод существования»

Раздел 3 «Основы сценической речи»

Тема №1«Дикция»  

Тема №2«Речеголосовые приспособления»

Тема №3«Орфоэпия «Йотация»»

Тема №4«Особенности стихотворной формы»

Раздел 4 «Основы сценическое движение»

Тема №1 «Осанка и походка»

Тема №2«Освоение пространства»

Тема №3«Музыка в движении»

Раздел 5 «Азбука театра»

Тема №1 «Беседы о театре. Театр чтеца. Мастера художественного слова»

Тема №2«День театра»

Тема №3«Посещение театров, музеев, онлайн просмотры»

 Итого 72 часа.

 

Модуль 2

«Слово на ладошке»

Раздел 1 «Работа над  произведением»

Тема №1 «Выбор исполняемого материала. Чтение стихов, рассказов»

Тема №2 «Техническая работа над текстом»

Тема №3 «Интонационная работа над текстом»

Тема №4 «Работа над воображением чтеца, творческое видение»

Тема №5 «Репетиционно-постановочная работа»

Раздел 2 «Концертная деятельность»

Тема №1 «Концерты, конкурсы, показы»

Раздел 3 «Итоговое занятие»

Тема №1 «Подведение итогов за учебный год»

 Итого 72 часа.

 

Итого 2 год обучения 144 часа

3.3. Содержание образовательной программы 3 года обучения

1.                 Вводный блок.

 Тема 1. Знакомство с вновь прибывшими.

Тема 2. Начальная диагностика.

Тема 3. Организационные игры-упражнения.

2. Актёрское мастерство

Тема 1. Фантазия и воображение.

Тема 2. Сценическое внимание.

Тема 3. Эмоциональная память.

Тема 4. Сценическое общение, взаимодействие.

Тема 5. Мимика и жесты в искусстве чтеца.

Тема 6. Показ этюдов. Этюд – сценическое произведение с одним событием. 

3. Сценическая речь

Тема 1. Тренинг на развития дыхания.

Тема 2. Тренинг на развитие правильной дикции.

Тема 3. Речеголосовые приспособления.

Тема 4. Законы стихосложения.

4.Сценическое движение (пластика)

Тема 1. Тренинг на развитие координации.

Тема 2. Тренинг на развитие баланса.

Тема 3. Тренинг  для правильной осанки и походки. Позы сидя, стоя.

Тема 4. Этюды на пластическую выразительность.

Экскурсии в театры.

6. Работа над произведением.

Тема 1. Выбор исполняемого материала: стихов, рассказов.

Тема 2. Техническая работа над текстом.

Тема 3. Интонационная работа над текстом. Логический анализ текста. 

Тема 4. Работа над воображением чтеца.

Тема 5. Репетиционно-постановочная работа.

7.Подведение итогов, обсуждение

Тема 1. Итоговое занятие. 

Итого 3 год обучения 216 часов.

Цели программы

Создать условия для развития свободной творческой индивидуальности обучающегося как личности средствами художественного слова и совершенствования актёрского мастерства и техники речи.

 

Задачи программы:

Личностные:

-  формировать систему ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, его результатам, ответственности за результаты своего труда;

-  формировать гражданскую позицию и патриотизм.

 

Метапредметные:

-  развивать устойчивый интерес к актерскому творчеству;

-  развивать умения добиваться поставленных целей;

-  сформировать навыки саморазвития, самообразования.

 

Предметные:

-    формировать основные навыки актёрского мастерства, сценической речи, движения и творческой выразительности;

-   совершенствовать индивидуальные творческие способности;

-   обучить самостоятельно создавать выразительные образы;

-    развивать навыки творческого подхода к работе над текстом, ролью.

Результат программы

Личностные результаты:

-    будет сформирована система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, его результатам, ответственности за результаты своего труда;

-    будет сформирована гражданская позиция и патриотизм.

 

Метапредметные результаты:

-    будет развит устойчивый интерес к актерскому творчеству;

-    будет развито умение добиваться поставленных целей;

-    будут сформированы навыки саморазвития, самообразования.

 

Предметные результаты:

-    будут сформированы основные навыки актёрского мастерства, сценической речи, движения и творческой выразительности;

-    будут развиты индивидуальные творческие способности;

-    будут самостоятельно создавать выразительные образы;

-    будут развиты навыки творческого подхода к работе над текстом, ролью.

Особые условия проведения

Особых условий не предусмотрено.

Материально-техническая база

Учебные помещения:

- зал для проведения репетиционных занятий, сцена и «одежды» сцены.

 

Материально техническое обеспечение:

-  стулья;

-  естественное и искусственное освещение;

-  зеркала, грим;

-  реквизит, костюмы;

-  звуковоспроизводящее устройство, аудиозаписи.

 

Информационное обеспечение:

Группа в ВК;

официальный сайт учреждения;

группа Ваттсапп.