Программа «Экскурсовод»

  • (1)

В связи с возрастанием роли дополнительного образования, музейной педагогики, усиления внимания к истории родного края в процессе гражданского образования учащихся разработана программа «Экскурсовод». Программа « Экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к родному краю, к Родине.

 

Данная программа в системе учебно-воспитательной работы в ДДТ предполагает обучение учащихся основам экскурсионного дела. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания ребенка, а также восприятия им музейной культуры. Кроме того, школа юного экскурсовода призвана научить обучающегося трудиться, кропотливо подбирая материалы для будущей экскурсии, нести ответственность за результаты своего труда.

 

Программа «Экскурсовод» осуществляется как учебно-деятельностная и предполагает не только обучение детей теоретическим основам музееведения, но и включение их в конкретную музейно-краеведческую деятельность, что позволяет активу музея принимать участие в научно-практических конференциях, краеведческих олимпиадах и других мероприятиях, предусмотренных программой.

Педагоги

Ляхнович Ольга Ивановна, педагог-организатор высшей квалификационной категории, руководитель музея.

Окончила Новосибирский государственный педагогический университет, специальность "Педагог профессионального обучения«.

Стаж педагогической работы 28 лет.

Сведения о повышении квалификации 2015г., ГАОУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», тема "Реализация системно-деятельностного подхода в воспитательном пространстве образовательного учреждения«.

В 2015 году выиграла областной грант в размере 100 тыс. руб. на реализацию социально значимого проекта «Тартаса нежные ладони», На средства гранта оформлена экспозиция "Русской горницы«

2019г. На средства областного гранта на сумму 50 тыс. руб. реализован проект – «Листая времени страницы», целью которого является создание музейной экспозиции по истории системы народного образования Северного района.

Принимаю участие в работе педагогических, методических советов учреждения, делюсь опытом работы по различным темам:

- «Использование возможностей образовательной среды дополнительного образования в духовно-нравственном воспитании обучающихся» в рамках регионального этапа межрайонных Каинских Образовательных чтений «1917-2017 уроки столетия», 2016 г, г. Куйбышев;

- «Духовно-нравственное воспитание обучающихся на занятиях и во внеурочной деятельности» – районные педагогические чтения, 2016 г.;

- «Жить, чтобы оставить след», 2016 г., «Знаем, помним, гордимся», 2017 г. – районные краеведческие чтения;

- «Взаимодействие музея и образовательных организаций в условиях реализации внеурочной деятельности» – международная научно-практическая конференция по музейной педагогике и музееведению, 2017г, г. Новосибирск;

- «Особенности школьного музея как социального пространства для разных категорий посетителей: детей младшего и среднего возраста, подростков, пожилых людей и пенсионеров, людей с ограниченными и особыми возможностями» – межрегиональная научно-практическая конференция музея истории развития образования в г. Новосибирске и Новосибирской области, 2018 г.;

- «Проектная деятельность как одно из направлений внеурочной деятельности историко-краеведческого музея» – межрайонная музейная научно-практическая конференция, 2017г, г. Куйбышев;

- «Формирование представлений о социокультурных ценностях народов нашего района, их традициях и праздниках» – районное методическое объединение дошкольных работников, 2015 г.;

- «Роль музея в духовно-нравственном воспитании личности»- районное методическое объединение учителей истории, 2015 г.;

- «Музейная педагогика и современное образование: традиции, опыт, инновации», 2019 г.

- победитель Культурной Олимпиады Новосибирской области, «Лучший выставочный проект» (2017, 2019 г.);

- призер районного конкурса методических материалов «Афганистан болит в моей душе» (2019 г.)

 

 

Расписание

Дни и часы занятий:

Вторник с 15-00 до 17-00,

Среда с 15-00 до 17-00,

Пятница с 15-00 до 17-00

Содержание программы

Первый год обучения.144ч.

1. Введение (6ч)

2. Знакомство с музеем.(6ч)

3. С чего начинается Родина? (8ч)

4. Топографическая подготовка (6ч)

5. Краеведческие наблюдения и их фиксирование (4ч)

6. Природные условия края (30ч)

7. Историческое прошлое Северного района.(38ч)

8. Изучение памятников культурно-исторического наследия родного края.(14Ч)

9. "Их именами названы улицы села"(12ч)

10. Участие в конкурсах, массовых мероприятиях по краеведению ДДТ. (12ч)

11. Промежуточная и итоговая аттестация. (8ч)

 Второй год обучения. 216ч

1. Введение. 2ч

2. История музейного дела в России.8ч

3. Основы теории и организации музейного дела в России.6ч

4. Сущность и специфические особенности школьного музея.4ч

5. Тематический обзор экскурсии.4ч

6. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии. 8ч

7. Основные элементы экскурсии: показ и рассказ. 18ч

8. Тематика и содержание экскурсии.2ч

9. Классификация экскурсий.18ч

10. Классификация методических приемов экскурсии.22ч

11. Технологии подготовки новой экскурсии.24ч

12. Техника ведения экскурсии.12ч

13. Подготовка экскурсии.30ч

14. Экскурсия по выбранной теме.4ч

16. Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода.10ч

17. Отработка и сдача экскурсии. 6ч

18. Промежуточная и итоговая аттестация.10ч

19. Выездные экскурсии.14ч

20. Участие в конкурсах, массовых мероприятиях по краеведению ДДТ. 12ч

Третий год обучения – 216ч

1. Введение. 2ч

2. История музейного дела в России.8ч

3. Основы теории и организации музейного дела в России.6ч

4. Сущность и специфические особенности музея.4ч

5. Профессиональное мастерство экскурсовода. 4ч

6. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии.4ч

7. Основные элементы экскурсии: показ и рассказ.6ч

8. Тематика и содержание экскурсии.2ч

9. Классификация экскурсий.6ч

10. Классификация методических приемов экскурсии.10ч

11. Технологии подготовки новой экскурсии.6ч

12. Техника ведения экскурсии. 2ч

13. Подготовка экскурсии по экспозиции "Мастер, мудрец, сказочник – П.П.Бажов«.36ч

14. Подготовка экскурсии по экспозиции «За правое дело – годы Гражданской войны» 36ч

15. Подготовка экскурсии по экспозиции «Русская горница» 36ч

16. Личность экскурсовода.2ч

17. Умения и навыки экскурсовода. 4ч

18. Промежуточная и итоговая аттестация.10ч

19. Экскурсии по селу.14ч

20. Участие в конкурсах, массовых мероприятиях по краеведению музея ДДТ.18ч

Четвертый год обучения – 216ч

1. Введение.2ч

2. История музейного дела в России.8ч

3. Основы теории и организации музейного дела в России.6ч

4. Сущность и специфические особенности музея.4ч

5. Профессиональное мастерство экскурсовода. 4ч

6. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии.4ч

7. Основные элементы экскурсии: показ и рассказ.6ч

8. Тематика и содержание экскурсии.2ч

9. Классификация экскурсий.6ч

10. Классификация методических приемов экскурсии.10ч

11. Технологии подготовки новой экскурсии.6ч

12. Техника ведения экскурсии.2ч

13. Подготовка экскурсии по экспозиции "Северный район: страницы истории"36ч

14. Подготовка экскурсии по экспозиции "История народного образования Северного района"36ч

15. Подготовка экскурсии по экспозиции "Идет война народная, священная война"36ч

16. Индивидуальная работа с обучающимися (одарёнными детьми)36ч

17. Промежуточная и итоговая аттестация.4ч

18. Участие в конкурсах, массовых мероприятиях по краеведению музея ДДТ. 8ч

Пятый год обучения – 216ч

1. Вводное занятие. 2ч

2. История музейного дела в России.2ч

3. Основы теории и организации музейного дела в России.2ч

4. Фонды музея и их хранение. 4ч

5. Музейная экспозиция. 4ч

6. Профессиональное мастерство экскурсовода.2ч

7. Основные элементы экскурсии: показ и рассказ.2ч

8. Классификация экскурсий.6ч

9. Классификация методических приемов экскурсии.2ч

10. Технологии подготовки новой экскурсии.2ч

11. Техника ведения экскурсии. 4ч

12. Подготовка экскурсии по экспозиции "Животные и птицы Северного района".36ч

13. Подготовка экскурсии по экспозиции "«История Новосибирской нефти». 36ч

14. Подготовка экскурсии по экспозиции «По следам репрессий» 36ч

15. Индивидуальная работа с обучающимися (одарёнными детьми).72ч

16. Промежуточная и итоговая аттестация.4ч 

Время занятий 1 года обучения составляет 2 часа по 45 минут с перерывом между ними, два раза в неделю; 2,3,4,5 год обучения составляет 2 часа по 45 минут с перерывом между ними, 3 раза в неделю

 

 

Цели программы

Цель: Создание условий для развития творческих способностей учащихся через изучение истории родного края. Подготовка экскурсоводов для историко-краеведческого музея ДДТ.

 

Задачи:

Образовательная: Приобщение учащихся к научно-исследовательской работе через изучение истории, культуры, традиции родного края, получение простейших профессиональных навыков проведения экскурсий по изученному материалу.

Развивающая: Развитие познавательной творческой активности, самостоятельности, нравственной культуры. Развить интерес к родному краю, к его историческим памятникам культуры.

Воспитательная: Формировать чувство бережного отношения и любви к природе, памятникам истории и традициям малой родины. Воспитать у школьников нравственность, патриотизм, уважение к далеким предкам, к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

Здоровьесберегающая: Научить правилам дорожного движения и правилам поведения на улице, привить здоровый образ жизни, не забывая психологической разгрузки учащихся, привить постоянный контроль над санитарным состоянием помещения, где они находятся, уметь быстро переключаться от одной работы на другую.

Результат программы

В результате реализации программы, обучающиеся будут знать:

  • основные понятия «Экскурсоведения»: экспонат, экскурсия, экскурсовод, экспозиция, музей, архив, фонд;
  • основы музейного и экскурсионного дела;
  • правила работы в фондах, историческими документами, первоисточниками, воспоминаниями, а так же правила их оформления;
  • основные этапы исторического становления Северного района;
  • особенности организации и работы историко-краеведческого музея ДДТ Северного района;
  • этапы исследовательской работы;
  • этапы разработки и проведения экскурсий.

 

В результате реализации программы, обучающиеся будут уметь:

  • анализировать и сопоставлять различные литературные источники, в том числе различные взгляды современников на одно событие или явление;
  • работать с экспонатами, архивными документами и правилами их обработки;
  • выразительно читать стихотворения и цитаты;
  • правильно и своевременно использовать музейные термины и понятия при подготовке и ведении экскурсии,
  • владеть культурой речи и коммуникативной культурой;
  • составлять малые экскурсионные маршруты;
  • проводить малые экскурсии, создавать презентации;
  • работать в группе.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

•самостоятельность
• целеустремленность
• организованность
• ответственность
• уверенность
• дисциплинированность
• добросовестность

 

Особые условия проведения

Ограничений по здоровью нет.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в историко-краеведческом музее по 8 разделам экспозиции.

Средства работы:

  • методические (методические разработки, учебные пособия, методическая и учебная литература, видео-, аудиозаписи и т.д.);
  • технические (видео-, аудиоаппаратура, компьютер, технические средства исследований и т.д.).

Оборудование и техническое обеспечение программы: компьютер, принтер, сканер, теле-видеоаппаратура, мультимедийный проектор, электронные носители, фотоаппарат.

Используемая литература

Литература для педагога:

  1. Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.
  2. Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. Шкурко А.И.- М.1973.
  3. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для вузов по спец. «История» /Под ред. Проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста.- М.: Высшая школа, 1988.
  4. О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации: Федеральный Закон: Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года.
  5. Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.
  6. Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М., ФЦДЮТиК, 2006.
  7. Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебно-методическое пособие. - М.: ФЦДЮиК, 2005.
  8. Сейненский А.Е.. Музей воспитывает юных. М.: Просвещение, 1988.
  9. Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2006.

Литература для обучающихся:

  1. Активные участники установления советской власти и вооруженного восстания против колчаковщины в 1918-1920гг. Северного района, Новосибирской области,1967г. – 33 с.
  2. Белявская Л., Прашкевич Г. «Собеседник, выпуск 3», Западно-Сибирское книжное издательство, 1977г.
  3. Борисов Н.В., Они повторили подвиг Сусанина: Пособие для учащихся.- 2-е изд., доп.-М.: Просвещение, 1979.-143 с.
  4. Воробьева Л.И. Время выбрало их. Слово об учителях-фронтовиках. Новосибирск: издательство «Приобские ведомости»,2007.144 с., илл.
  5. Земляки. Тыл – фронту. Ассоциация землячеств Новосибирской области. Издатель: АНО «Масс-Медиа-Центр», 2010
  6. Коробейников В.И. В районе сплошной электрификации, Новосибирское книжное издательство, 1955, 32 с.
  7. Коробейников В.И. Незабываемое. Документальные очерки. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990. −168 с, ил.
  8. К 60-летию освобождения Сибири от колчаковщины, альбом, 1979г.
  9. Новосибирской области 70 лет: юбилейный стат. Сборник. Новосибирск, 2007. – 448с, табл.
  10. Новосибирцы- Герои Отечества/ Группа авторов.- Новосибирск:ОАО «НКИ», 2010.-768 с.: илл.
  11. Новосибирскнефтегаз. 1994-2009. – г. Новосибирск: Издательство «Приобские ведомости», 2009. – 144 с., илл.
  12. Партизанское движение в районе (по материалам печати) /альбом, к 50-летию Советской власти, 1969г.
  13. Прикоснуться к истокам: История ушедших деревень/ МУК Северного района «Северная централизованная библиотечная система»; сост. Т.М. Гламаздина, С.А. Пчелинцева. – Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2008.-196 с.
  14. Петр Дедов, Сказание о Майке Парусе, повесть для юношества, 1976.-206 с.
  15. Памятники Северного района/материалы администрации Северного района.
  16. Район, устремленный в будущее: Сборник (Сост. И.И. Тарасова) – Новосибирск. Редакционно-издательский центр правления Новосибирской областной организации общества книголюбов, 2002.- 224 с., ил.
  17. Ступаков М.И. «За правое дело», Западно-Сибирское книжное издательство, 1977г.
  18. У войны не женское лицо.- Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2009.-388 с.
  19. Чуркин А.М. Судьба хлебороба.- Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская горница».-2008.-224 с.
  20. Чуркин А.М. Мое поколение: – Новосибирск: Издательский Дом «Сибирская горница». Серия «Народная летопись». −2006.-300 с.

 

 

 

Стоимость

обучение бесплатное.

Видео