Программа «Краеведение. Новониколаевск – Новосибирск.»

Программа «Краеведение» нацелена на формирование знания локальной истории страны, развитие навыков публичной речи. Обучающиеся приобретают полезные навыки общения и работы с разновозрастной аудиторией.

 

Программа предусматривает два основных пути в определении усвоения программного материала:

٭ участие в конкурсах, фестивалях, НОУ и т.д.;

٭ систематический контроль за усвоением знаний детей.

 

В ходе текущего контроля проверяется, каков объем усвоенного материала. Контроль осуществляется во время специально созданных игровых ситуаций, при защите научно-практических и творческих работ.

Педагоги

Луцук Татьяна Сергеевна.

Педагог дополнительного образования МКУ ДО «ГЦФКиПВ «Виктория» с 2015 г.

 

Образование:

– Новосибирский государственный педагогический университет, 2017 г. Направление подготовки: педагогическое образование, профиль: экономическое образование. Квалификация – бакалавр.

– Новосибирский государственный педагогический университет, 2019 г. Направление подготовки: Культурология. Квалификация – магистр.

 

Курсы повышения квалификации:

- МКУДПО «Городской центр развития образования». Дополнительная профессиональная программа: «Содержание и методика краеведения в современной школе». 72 часа. 2016 г.

- МКУДПО «Городской центр информатизации «Эгида». «Использование средств презентации в образовательном процессе и подготовка печатных материалов». 16 часов. 2016 г.

- МКУДПО «Городской центр развития образования». Дополнительная профессиональная программа: «Содержание и методика краеведения в современной школе». 72 часа. 2019 г.

- МКУДПО «Городской центр информатизации «Эгида». «Использование мультимедийных технологий в образовательной деятельности». 24 часа. 2019 г.

 

Достижения воспитанников:

III место в городском конкурсе профессионального мастерства "Экскурсовод школьного музея – 2018"

II место в городском конкурсе профессионального мастерства "Экскурсовод школьного музея – 2019"

Лауреат НПК НОУ «Сибирь»: секция «История ДТД УМ «ЮНИОР» (К 75-летию дворца пионеров)

Содержание программы

Первый год (108 ч.):
Раздел "Краеведение«:

1. Вводное занятие 1,5 ч.

2. История заселения и развития Сибирского края 1,5 ч.

3. Транссибирская магистраль 3,0 ч.

4. Строительство железнодорожного моста через Обь 3,0 ч.

5. Посещение Краеведческого музея 1,5 ч.

6. Отцы-основатели Ново-Николаевска – Новосибирска 4,5 ч.

7. Новогодние традиции Новониколаевска 1,5 ч.

8. Купечество в Новониколаевске 4,5 ч.

9. Транспорт Новониколаевска–Новосибирска 3,0 ч.

10. Подготовка к участию в конкурсе «Мир на ладони» 1,5 ч.

11. Участие в конкурсе «Мир на ладони» 1,5 ч.

12. Переименование Ново-Николаевска в Новосибирск 1,5 ч.

13. Малая родина. Подготовка экскурсии по улицам города 7,5 ч.

14. История родной школы 6,0 ч.

15. История семьи. Составление генеалогического древа 6,0 ч.

16. Контрольный тест 1,5 ч.

17. Выставка «Фамильное древо» 1,5 ч.

18. Экскурсия по улицам города 1,5 ч.

19. Итоговое занятие 1,5 ч.

Итого 54 ч.

Раздел "Юный экскурсовод«:

1. Вводный урок 1,5 ч

2. Наш школьный музей 1,5 ч

3. Профили школьных музеев. Музеи Новосибирска 3 ч

4. Музеи России, мира 3 ч

5. Посещение музея города Новосибирска 1,5 ч

6. Подготовка к конкурсу «Экскурсовод школьного музея» 3 ч

7. История основания города Новосибирска 6 ч

8. Образование в Новосибирске 1,5 ч

9. Особенности организации работы школьного музея. Работа с музейными фондами и музейной документацией 3 ч

10. Поисково-исследовательская работа. (Организация поиска для сбора, изучения материалов для пополнения музейного фонда) 4,5 ч

11. Рекламная деятельность: создание буклета 3 ч

12. Экспозиционно-выставочная работа музеев, ТЭП 1,5 ч

13. Основы информационной и коммуникативной культуры экскурсовода (игры, интервью, анкеты, беседы) 6 ч

14. Профессиональная этика экскурсовода. Имидж экскурсовода 1,5 ч

15. Виды и типы экскурсий 1,5 ч

16. Методика составления экскурсии 3 ч

17. Методика проведения экскурсии 1,5 ч

18. Посещение музея другой школы 1,5 ч

19. Экскурсионная деятельность 3 ч

20. Показательная экскурсия 1,5 ч

21. Итоговое занятие 1,5 ч

Итого 54 ч.

Второй год (108 ч):

Раздел "Краеведение«:

1. Вводный урок 1,5 ч.

2. Изучение истории первых крупнейших поселений (Томск, Колывань) 3,0 ч.

3. Купеческие дома Новониколаевска 3,0 ч.

4. Образование в Новониколаевске – Новосибирска 4,5 ч.

5. Культурная жизнь Новосибирска. Памятники культуры 6,0 ч.

6. Экскурсия в театральное закулисье 1,5 ч.

7. Новый год у разных народов мира 1,5 ч.

8. Становление Новосибирска с 1925 по 1939 год 6,0 ч.

9. Формирование и развитие города Новосибирска и Новосибирской области в период с 1939-го по 1945 г. 7,5 ч.

10. Подготовка к участию в конкурсе «Мир на ладони» 1,5 ч.

11. Участие в конкурсе «Мир на ладони» 1,5 ч.

12. Послевоенная пора в городе Новосибирске и Новосибирской области с 1945 по 1955 годы 4,5 ч.

13. Развитие Новосибирска с 1955-го по 1990 –й годы 4,5 ч.

14. Экскурсия в музей «Сибирская береста» 1,5 ч.

15. Новосибирск 21 века – современный мегаполис 1,5 ч.

16. Составление виртуальной экскурсии по 1 из пройденных тем 3,0 ч.

17. Итоговое занятие 1,5 ч.

Итого 54 ч.

Раздел "Юный экскурсовод«:

1. Вводный урок 1,5 ч

2. История города. Исторический экскурс 3 ч

3. Крячков А. Д. 1,5 ч

4. Архитектура Крячкова, А. Д. 3 ч

5. Виртуальная экскурсия по Красному проспекту 1,5 ч

6. Методика составления виртуальной экскурсии 1,5 ч

7. Составление и проведение виртуальной экскурсии по 1 из зданий, спроектированных А. Д. Крячковым 3 ч

8. Экскурсия в Художественный музей 1,5 ч

9. Основы информационной и коммуникативной культуры экскурсовода. Развитие речевых навыков 3 ч

10. Подготовка к конкурсу «Экскурсовод школьного музея» 3 ч

11. Организация поиска, сбор и изучение материалов для пополнения музейного фонда 6 ч

12. Сбор материала для оформления выставки в музее 3 ч

13. Оформление временной /тематической выставки 1,5 ч

14. Презентация выставки 1,5 ч

15. Работа с учетной документацией школьного музея: составление картотеки, оформление инвентарной книги, правила ведения книги отзывов, журнала учета мероприятий 4,5 ч

16. Посещение Городского Центра истории Новосибирской книги 1,5 ч

17. Методика составления и проведения обзорной экскурсии в школьном музее 3 ч

18. Тренинг «Публичное выступление» 1,5 ч

19. Проведение обзорной экскурсии. Взаимное рецензирование 3,0 ч

20. Экскурсионная деятельность 3 ч

21. Проведение показательных обзорных экскурсий 3 ч

22. Итоговое занятие 1,5 ч

Итого 54 ч.

 

Цели программы

Цель программы – дать знания по основам современного краеведения, сформировать уважительное отношение к родному краю.

 

Задачи:

- образовательные: развитие познавательного интереса к истории города Новосибирска и школы, к истории и организации музейного дела;

- воспитательные: формирование общественной активности личности, гражданской позиции, уважительного отношения к родному краю

- развивающие: развитие личностных свойств: творческих способностей, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

Результат программы

По окончании курса обучающиеся научатся самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся. Развитие зрительной памяти, наблюдательности, воображения. Формирование широкого кругозора и профессиональных интересов.

 

В процессе подготовки к конференциям нарабатывается исходный материал для научного изучения истории города Новосибирска, представляющий собой самостоятельную ценность, как для потомков, так и для современников. Как результат поисковой и научно–исследовательской работы – это участие обучающихся в конкурсах, фестивалях, НОУ и т.д.

Особые условия проведения

Приобретение билетов для посещения музеев Новосибирска, платное участие в конкурсе "Мир на ладони".

Материально-техническая база

Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Видеофильмы, учебные презентации.

Репродукции, фотографии.

Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты, кроссворды, тесты).