Программа «Юный турист»

Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» направлена на раскрытие индивидуальных способностей обучающихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.

 

Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

 

Программа направлена на адаптацию детей к процессам, протекающим в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; дает профориентационные знания по профессии спасатель, пожарный, высотник, что может стать определяющим в выборе обучающимся своей будущей профессии.

 

Актуальность программы обусловлена ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера. Так как за последние десятилетия в России туризм получил значительное развитие и превратился в массовое явление, появилась острая необходимость обучать детей навыкам безопасного поведения в туристических походах.

 

Туризм обладает огромным воспитательным потенциалом. Он приучает детей переносить бытовую неустроенность, различные трудности, брать на себя ответственность за общее дело; учит бережному отношению к родной природе и памятникам культуры, рациональному использованию своего времени, сил, имущества; формирует навыки труда по самообслуживанию; способствует развитию самостоятельности обучающихся.

Педагоги

Лисенков Владимир Сергеевич, педагог дополнительного образования

Содержание программы

1 Год

1. Введение (4 ч.)

2. Специальная туристская подготовка. (35 ч.)

3. Походная подготовка. Турбыт. (40 ч.)

4. Спортивное ориентирование. (40 ч.)

5. Общая физическая подготовка. (25 ч.)

Итого: 144 ч.

 

1 Год

1. Введение (4 ч.)

2. Специальная туристская подготовка. (40 ч.)

3. Походная подготовка. Турбыт. (25 ч.)

4. Спортивное ориентирование. (57 ч.)

5. Общая физическая подготовка. (18 ч.)

Итого: 144 ч.

 

Цели программы

 

Целью данной программы является обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий туристским многоборьем, формирование всесторонней гармонично развитой личности.

 

Задачи:

 

Предметные:

- укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию воспитанников;

- обучение жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;

- обеспечение безопасности спортивных туристских походов и соревнований;

- повышение технического и тактического мастерства участников соревнований по туристскому многоборью, спортивному ориентированию;

- знакомство с историей и особенностями спортивного туризма.

 

Метапредметные:

- социальное и профессиональное самоопределение, творческая самореализация личности;

- развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;

- развитие общей культуры личности путём приобщения к занятиям спортивным туризмом;

- формирование технической и тактической подготовки;

- совершенствование двигательных умений и навыков;

- развитие физических способностей.

 

Личностные:

- создание условий для формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;

- воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;

- формирование бережного отношения к природе;

- формирование культуры общения и поведения в коллективе;

- привитие навыков здорового образа жизни;

- воспитание трудолюбия, самостоятельности, ответственности, активности, воли к победе, умения бороться до конца и стойко, критически переносить неудачи и поражения.

Результат программы

1. Личностные результаты:

· овладение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма;

· овладение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий;

· овладение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

 

2. Предметные результаты:

· подборка индивидуального снаряжения;

· знание правил техники безопасности;

· знание техники преодоления препятствий;

· знание основ личной гигиены;

· владение приёмами самостраховки, преодоление различных естественных или искусственных препятствий;

· ориентирование на местности;

· правила поведения в природе;

· подборка литературы по теме исследования;

· руководство правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время занятий, походов, экскурсий и т.д.;

· самостоятельное проведение разминки;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

 

3. Метапредметные результаты:

· ответственное отношение к порученному делу;

· владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях.

· повышение степени удовлетворенности детей и их родителей от деятельности в кружке.

В конце года обучающиеся должны

знать:

- правила техники безопасности;

- комплекс общефизических и специальных физических упражнений;

- основы физической культуры и здорового образа жизни;

- основы личной гигиены;

- основы ориентирования на местности;

- теоретические сведения в области спортивно- оздоровительного туризма;

- туристскую терминологию;

- основу теории туризма при совершении путешествий малой длительности

-технику преодоления естественных препятствий;

-ориентирование на местности;

-правила поведения в природе.

 

Уметь:

- передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

- преодолевать вместе естественные препятствия на пути;

- ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревновании по спортивному ориентированию;

- организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь;

- передвигаться по дорогам, тропам и пересечённой местности в составе группы;

- владеть приёмами самостраховки, преодолевать различные естественные или искусственные препятствия;

- уметь правильно применять туристские узлы;

- проводить поисково-спасательные работы;

- уметь ориентироваться по карте и компасу, а также местным признакам и участвовать в туристических слётах, соревнованиях по спортивному ориентированию и походах;

- организовать походный быт и распределять продукты на весь поход или слёт;

- оказывать доврачебную помощь и правильно транспортировать пострадавшего;

- соблюдать правила техники безопасности;

- выполнять комплексы общефизических и специальных физических упражнений;

- самостоятельно проводить разминку, закаливание;

- работать с топографической и спортивной картой.

Понимать:

значение коллектива для решения туристско-краеведческих задач, необходимость и возможность развития своих способностей для формирования творческой личности при использовании кружковой деятельности.

Особые условия проведения

Медицинская справка.

Материально-техническая база

- пришкольная территория;

- спортивный зал;

- компьютер – 1 шт;

- проектор – 1 шт;

- веревка 30м. диаметр 10мм – 1 шт.

- походная медицинская аптечка – 1 шт.

- компас – 5 шт.

- карта пришкольной территории – 12 шт.

- палатка 3-х местная- 1 шт.

-костровые принадлежности-1шт.

-носилок −1 шт.

-лыжи, лыжные палочки – 10 компл.

 

Стоимость

Обучение по программе бесплатное