Программа «Диалог с прошлым»

Программа «Диалог с прошлым» направлена на организацию деятельности обучающихся от изучения жизни, обычаев русского народа 19 века до простого собирательства предметов, артефактов и описания конкретных экспонатов и событий. Программа направляет обучающихся к самостоятельному исследовательскому поиску, к овладению элементарными навыками основ музейной работы.

 

Она предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в кабинете, посещение экспозиций школьной музейной комнаты и музеев Новосибирской области, а так же самостоятельной творческой работы учащихся. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

 

Школьный музей даёт возможность попробовать свои силы в разных видах деятельности. Выполнение разных ролевых функций при работе с фондами музея обогащает жизненный опыт обучающихся, приучает к ответственности и дисциплине, формирует навыки аккуратности и пунктуальности, готовит ребёнка к активной жизни в гражданском обществе. Чем раньше они начнут осознавать свою причастность к судьбе родного края, его истории, тем сильнее будет любовь к нему, тем чище будут их помыслы и дела.

 

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.

 

Программа «Диалог с прошлым» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родному краю, к Родине.

 

Педагоги

Ступак Галина Александровна, педагог дополнительного образования. 

Педагогический стаж – 27 лет.

Образование: высшее, окончила Новосибирский государственный педагогический университет.

Содержание программы

1. Основные понятия и термины музееведения – 2 часа.

2. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Деятельность школьных музеев – 8 часов.

3. Поисково-собирательская работа – 8 часов.

4. История родного края – 12 часов.

5. Наша школа в истории края- 6 часов.

6. Экскурсионная деятельность в школьном музее – 8 часов.

7. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок – 4 часа.

8. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея – 14 часов.

9. Итоговое занятие - 2 часа.

Цели программы

ЦЕЛЬ: Формирование ценностного отношения к Отечеству и малой Родине средствами краеведческой деятельности.

ЗАДАЧИ:

Обучающие задачи:

•формировать знания об историческом прошлом родного края, села, своей семьи;

•формировать представление о неразрывной связи исторических судеб народа родного края и своей семьи с историей России;

•формировать специальные знания в области музейного дела, навыки создания музейных экспозиций и ухода за экспонатами;

•формировать навыки исследовательской и проектной деятельности,

•формировать информационную компетентность: умение находить, структурировать, обрабатывать информацию; умение работать с историческими источниками;

•формировать коммуникативную компетентность, умение вести диалог;

•способствовать профессиональному самоопределению.

 

Воспитательные задачи:

•воспитывать патриотизм, гражданственность, чувство национальной гордости, национального самосознания;

•воспитывать бережное отношение к историко-культурному наследию района, поселка, своей семьи;

•воспитывать чувство сотрудничества, взаимопомощи, ответственности за результат общего дела;

•воспитывать трудолюбие, самостоятельность, активность, инициативность, организаторские качества.

 

Развивающие задачи:

•развивать логическое мышление, интеллектуальные и творческие способности;

•развивать установку на постоянное самообразование и саморазвитие;

•развивать воображение, образное мышление;

•развивать речь, память, внимание;

•развивать уверенность в достижении цели, в себе и своих силах;

•формировать чувство причастности к судьбе родной земли;

•развивать навыки общения с публикой.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • историю своего Отечества, родного края, своего поселка, школы;
  • основы музееведения;
  • основы экскурсоводческой деятельности.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • общаться с аудиторией;
  • работать с различными историческими и литературными источниками;
  • создавать музейные экспозиции, стенды;
  • формулировать вопросы для интервью, грамотно вести беседу с собеседником;
  • анализировать различные документы, источники, учитывать их особенности и извлекать из них информацию.

 

В результате реализации программы у обучающихся будут развиваться следующие личностные качества:

  • общительность,
  • самостоятельность,
  • отзывчивость,
  • трудолюбие,
  • ответственность,
  • нравственность.

 

Особые условия проведения

На программу могут записаться все желающие.

Материально-техническая база

 Местом проведения занятий является учебный класс, оборудованный по СанПиН. Для реализации программы имеется материально-техническое обеспечение:

1. Цифровой фотоаппарат (Canon) - 1 шт.

2. Персональный компьютер – 3 шт.

3. Принтер цветной – 1 штука.

4. Сканер-копир – 1 штука.

5. Комплект проекционной аппаратуры (мультимедийный проектор, экран).

6. Расходные материалы (бумага, DVD-диски).

Видео