Программа «Шахматы»

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И учащийся, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности происходит через шахматную игру в ее спортивной форме.

 

Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке.

 

Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в обучающихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта.

Педагоги

Тактагулов Юрий Владимирович – педагог дополнительного образования, высшее образование НГПУ.

 

Стаж педагогической работы - 1 месяц.
Прошел курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Практикум по воспитательной работе» ФГБОУ ВО НГПУ, 2017 год.

Содержание программы

Учебный план 1 год обучения

  1. Введение в образовательную программу – 2 час.
  2. Шахматные правила – 20 час.
  3. Шахматные фигуры – 26 час.
  4. Взаимоотношения черных и белых фигур – 24 час.
  5. Ходы и взятие фигур – 14 час.
  6. Цель шахматной партии – 4 час.
  7. Игра всеми фигурами из начального положения – 4 час.
  8. Шахматная нотация – 16 час.
  9. Ценность шахматных фигур – 8 час.
  10. Техника матования одинокого короля −10 час.
  11. Обобщение – 6 час.
  12. Итоговое занятие – 2 час.

Итого: 136 час.

 

Учебный план 2 год обучения

  1. Вводное занятие – 2 час.
  2. Три стадии шахматной партии – 24 час.
  3. Основы дебюта – 24 час.
  4. Основы миттельшпиля −14 час.
  5. Основы эндшпиля – 14 час.
  6. Анализ и оценка позиции – 8 час.
  7. Шахматные комбинации – 36 час.
  8. Шахматная партия – 12 час.
  9. Итоговое занятие – 2 час.

Итого 136 час.

Цели программы

Цель: овладение стратегией и тактикой игры в шахматы.

 

Задачи:

 

Обучающие:

  • формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;
  • формирование критического мышления;
  • формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
  • умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;
  • овладение навыками игры в шахматы.

 

Развивающие:

  • формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
  • формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность).

 

Воспитательные:

  • формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

 

В конце обучения учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход;
  • правильно вести себя за доской;
  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;
  • находить несложные тактические приемы;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

 

В конце обучения учащиеся должны знать:

  • шахматные правила FIDE;
  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур;
  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • термины дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;
  • некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит);
  • правила игры в миттельшпиле; основные элементы позиции.


У учащихся будут развиты следующие личностные качества:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
  • Слушать и понимать речь других;
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в образовательном учреждении и следовать им;
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметные результаты:

  • знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • знать правила хода и взятия каждой фигурой;
  • различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • уметь проводить элементарные комбинации;
  • уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур;
  • уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
  • определять последовательность событий;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии.

Особые условия проведения

Бесплатная образовательная услуга.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

  • комплекты шахматных фигур – 8 шт.;
  • шахматные доски – 8 шт.;
  • демонстрационная доска – 1 шт.;
  • учебная шахматная доска – 8 шт.;
  • шахматные часы – 0 шт.;
  • электронные шахматные часы – 2 шт.;
  • компьютер –1 шт.


Информационное обеспечение:

 

Учебно-наглядные пособия:

  • схемы, образцы и модели;
  • иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
  • фотографии.

 

Педагогические технологии, используемые в программе:

  • проектная деятельность – основная технология освоения программы обучающимся. Через проектную деятельность обучающийся проектирует (совместно с педагогом) и реализует индивидуальную образовательную траекторию в рамках данной программы; 
  • технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) дают обучающимся возможность самостоятельно решать изобретательские задачи в проектной деятельности, тренировать образное воображение и системное мышление в процессе формирования замысла будущего технического проекта и планирования способов его воплощения.


Дидактический материал, используемый в программе:

  • наглядно-иллюстрационный материал;
  • простые схемы в разных масштабах;
  • раздаточный материал;
  • дидактические контрольно-измерительные материалы;
  • инструкции;
  • программное обеспечение.