Программа «Зарянка» по музыкальному фольклору

Современный человек испытывает психологическое давление со стороны "массовой" культуры и насаждаемой западной культуры, которая построена на практике индивидуализма и отрыва от жизни от природы, мира и Вселенной и, порой искажающая истинные народные ценности. Всё это выражается в постепенном снижения уровня креативности детей и молодёжи, нарастание эгоцентризма, увеличения разобщенности и появлению различных видов субкультуры среди детей, подростков и молодёжи, снижение и частичной утраты нравственных норм и глубинных основ идеологии.

 

Фольклор - это народная мудрость и веками собранная в систему знаний, которая направлена на объединение людей для служения природе, семье, Родине, созданию духовно-нравственных идеалов. Тем самым фольклор - одна из форм воспитания гармоничной личности, тесно связанной с миром и людьми. Данная программа использует все жанры детского фольклора для детей именно дошкольного возраста, так как пропагандирует различные активные формы и методы этнопедагогики - науки, предметом изучения которой является народная педагогика как педагогическая практика воспитания и обучения, исторически сложившаяся у различных этносов.

Педагоги

Павлова Роксана Николаевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории ( с 27.02. 2019 по 27.02.2024) приказ Минобразования НСО от 28.03.2019 № 2-АК).

 

Образование:

2006 г.- Новосибирский областной колледж культуры и искусств, специальность – Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество, квалификация – педагог-организатор, руководитель фольклорного коллектива;

2011 г. – ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет, специальность – Народное художественное творчество; квалификация – руководитель этнокультурного центра, преподаватель;

 

Повышение квалификации и курсовая подготовка:

26.02.2018-03.03.2018 – ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», программа повышения квалификации «Оказание первой медицинской помощи при неотложных состояниях» в объеме 16 часов;

31.01.2018 – 18.04.2018 – ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в развитии способностей и социализации учащихся» в объеме 108 часов;

 

Павлова Роксана Николаевна зарекомендовала себя как ответственный и активный педагог, любящий детей и свою профессию.

 

Под руководством Роксаны Николаевны дети принимают участие и получают дипломы лауреатов, дипломы I степени и благодарственные письма в таких конкурсах, как Международный конкурс «Шоу Талантов», IV Международный фестиваль-конкурс искусств «Родники России», Международный дистанционный конкурс народного творчества «Тихая моя Родина», Международный конкурс для детей и педагогов «Интербриг», III Всероссийский конкурс искусств «Творческий серпантин», IV Всеросийского конкурса "Таланты России".

Содержание программы

1 год обучения – 72 часа

1. Вводное занятие. Правила техники безопасности в учебном классе.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнение на дыхание.

4. Пальчиковые игры.

5. Потешки и прибаутки.

6. Колыбельные песни.

7. Календарные песни.

8. Подвижные игры.

9. Народные праздники.

10. Хороводные песни.

11. Игра на шумовых инструментах.

12. Скороговорки.

13. Распевки.

14. Загадки.

 

2 год обучения – 72 часа.

1. Вводное занятие. Правила техники безопасности в учебном классе.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнение на дыхание.

4. Пальчиковые игры.

5. Потешки и прибаутки.

6. Колыбельные песни.

7. Календарные песни.

8. Подвижные игры.

9. Народные праздники.

10. Хороводные песни.

11. Игра на шумовых инструментах.

12. Скороговорки.

13. Распевки.

14. Загадки.

 

3 год обучения – 72 часа.

1. Вводное занятие. Правила техники безопасности в учебном классе.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Упражнение на дыхание.

4. Пальчиковые игры.

5. Потешки и прибаутки.

6. Колыбельные песни.

7. Календарные песни.

8. Подвижные игры.

9. Народные праздники.

10. Хороводные песни.

11. Игра на шумовых инструментах.

12. Скороговорки.

13. Распевки.

14. Загадки.

15. Игровые песни. 

16. Считалки

 

 

 

 

Цели программы

Создание условий для знакомства и приобщения детей к народной культуре, формирования российской гражданской идентичности средствами жанров устного народного и музыкального творчества.

 

Достижению цели помогут задачи.

Предметные:

- формирование начальных представлений о фольклоре как источнике народной мудрости;

- знакомство с устным народным и музыкально-художественным творчеством на доступном материале и в соответствии с возрастом дошкольников;

- знакомство с русскими народными инструментами на примере простейших духовых и шумовых инструментов;

- формирование умения слушать, воспринимать и воспроизводить доступный фольклорный материал;

- знакомство с народным календарем и важнейшими праздниками;

 

Метапредметные:

- развитие музыкальных способностей (слуха, интонирования, памяти, ладового и ритмического чувств);

- развитие у детей образного мышления и устной речи;

- развитие актерских способностей и творческой активности.

 

Развивающие:

- формирование эстетических представлений и художественного вкуса;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и бережного отношения к произведениям народного искусства, к ценностям родной культуры и других культур;

- воспитание таких важных общечеловеческих качеств, как трудолюбие, честность, доброта, отзывчивость, ответственность и т.д.

Результат программы

Метапредметные результаты:

  • Осваивать с помощью педагога позитивные установки типа: «У меня всё получится», "Я ещё многое смогу".
  • Принимать и понимать задачу, сформулированную педагогом.
  • Понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий
  • Работать в группе.
  • Слушать собеседника.

 

Личностные результаты:

  • Идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству.
  • Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.
  • Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.
  • Мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

 

Предметные результаты:

  • Овладеть комплексом упражнений для развития певческих навыков по программе трехгодичного обучения.
  • Овладеть репертуаром по программе трехгодичного обучения

Особые условия проведения

Особых условий не предъявляется.

Материально-техническая база

Помещение - кабинет для учебных занятий (оформлен в стиле деревенской избы), площадью 42 кв.м.

Имеются стулья, скамейки, столы, шкафы для нот, методической и справочной литературы, зеркала.

Отдельное помещение для хранения костюмов, реквизита, инструментов.

 

Оборудование:

техническое оснащение – компьютер; музыкальный центр; магнитофоны, магнитола, видеокамера;

материальное оснащение, инструменты и инвентарь – фортепиано, русские народные шумовые инструменты: ложки, бубны, трещотки, рубель, бубенцы, сценические костюмы; игровой, танцевальный реквизит;

методическое оснащение – аудио-видео записи, картотека игр; дидактический материал (схемы, таблицы, иллюстрации, фотографии, рисунки, этнографический материал, памятки, инструкции и др.).