Программа «Занимайка»

Конец дошкольного периода – это время наступления так называемой школьной зрелости. В последнее время возросло количество детей не способных справиться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки наряду с ухудшающимся здоровьем детей, заставляют педагогов и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию в школе. Задача педагогов и родителей заключается в том, чтобы обеспечить полноценное и гармоничное развитие ребенка.

 

Одним из ключевых моментов является психологическая готовность. Ее содержание включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться.

 

Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер ребенка. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.

При составлении программы были учтены адаптивные ресурсы и личностные особенности детей.

· Неспецифические факторы риска, связанные с соматической ослабленностью, из-за хронических или частых и длительных заболеваний, либо с нарушениями психического здоровья (гиперактивность, синдром дефицита внимания).

· Специфические факторы риска, связанные с несформированностью познавательных функций, таких как речевое, моторное развитие, зрительно – пространственное восприятие, интегративные функции.

Педагоги

Иванова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Образование высшее, Новосибирский государственный педагогический университет. 2003 год.  Стаж педагогической работы с детьми 15 лет. 

 

Курсы повышения квалификации: 03.10 24.10.2017 г., объем 108 часов. ГАУ ДПО НСО "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования". По программе "Школа профессионального роста педагога дополнительного образования".

 

Достижения педагога: Почетная Грамота Законодательного Собрания НСО, 2019г.

                                  Благодарственное письмо мэра города Новосибирска, 2018г.

                                   Почетная Грамота Департамента образования, 2016г.

 

Достижения детей: обучающиеся дошкольного возраста принимают участие в выставках и конкурсах по декоративно-прикладному творчеству "Зимняя сказка", "Весенняя капель" на базе ДДТ "Первомайский" -  дипломы участников и победителей в номинации "Родители и дети".

Содержание программы

Разделы программы:

1. Определение умения ориентироваться в окружающем мире. Вводная диагностика готовности к школе.

2. Игровые упражнения на ознакомление с окружающим миром. (по темам).

3. Разучивание пальчиковой гимнастики. Пальчиковые игры.

4. Ориентация на листе бумаги. Словесный диктант. Штриховка.

5. Счет в прямом и обратном порядке.

6. Речевые игры с мячом.

7. Выкладывание из счетных палочек.

8. Игровой самомассаж.

9. Игры на развитие словесно-логической памяти.

10. Игры и упражнения на распознавание эмоций.

11. Итоговая диагностика.

 Количество часов в неделю: 1 час

 

 

 

Цели программы

Цель: формировать психологическую готовность к школьному обучению и положительное отношение к школе у детей 6-7 лет.

 

Задачи:

- Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение, произвольность);

- развивать эмоционально-личностную сферу;

- создавать условия для формирования внутренней позиции будущего школьника;

- формировать навыки общения;

- формировать самосознание и адекватную самооценку.

- развивать речь, словарный запас, мелкую моторику рук.

- обеспечить на занятиях атмосферу эмоционального принятия, снижающую чувство беспокойства и тревоги в ситуациях обучения и общения.

ü Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.

 

Результат программы

- Будет уметь ориентироваться в окружающем: (знать имя и фамилию, как зовут родителей и братьев/сестер, домашний адрес, названия диких/домашних животных, отличительные особенности времен года, времени суток).

- Будут развиты познавательные психические процессы и мелкая моторика рук: составлять рассказ по серии картинок, умееть группировать предметы по признакам, ориентироваться на листе бумаги и в пространстве.

- Будет развита мотивационная сфера (доминирование познавательных над игровыми мотивами).

- Будет развита «внутренняя позиция школьника» (возникновение новой познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми и сверстниками на новом уровне).

Особые условия проведения

Обучающемуся по программе на занятиях необходимо иметь: сменную обувь, одежду не сковывающую движения, волосы аккуратно прибраны.

 

Для занятий необходимо: маленький блокнот для фиксации личностных достижений, влажные салфетки, набор для творчества (альбом, цветные карандаши, фломастеры, счетные палочки).

Для обеспечения образовательного процесса педагогу для занятий необходимо: пальчиковый театр, мячи (большие, малые), маркеры для пластиковой доски, геометрические фигуры. Тематические альбомы: «Деревья», ягоды, «Птицы», Дикие и домашние животные«, «Времена года», «Профессии», «Цветы», «Грибы», «Транспорт», "Посуда". Пособия на развитие сенсорики: контейнеры с разнообразной крупой, ленточки, бусины, шишки, пуговицы. Демонстрационные и методические материалы – «Ориентировка в пространстве», «Что сначала, что потом», «Запомни, нарисуй», «Угадай, как нас зовут», "Что исчезло".

Материально-техническая база

Материально-технические: столы и стулья (по возрасту детей), пластиковая доска, освещение, раковина, свободное пространство для проведения подвижных игр, ширма 1м х 0,3м, магнитная доска с магнитами, магнитофон, напольные коврики, музыкальный центр.