Программа классического танца «Восхождение к вершинам мастерства»

Юность – период активного формирования системы ценностей, осознание себя как личности и роста социальной ответственности.

 

На занятиях классическим танцем важно быть внимательным, сосредоточенным, трудолюбивым и терпеливым, так как ни что в жизни не даётся легко и особенно первые успехи на поприще классического танца.

 

Рассматривая танец как язык, который позволяет разгадывать, мыслить, читать, становится ясным ─ необходимо знание букв алфавита. Только выучив буквы ─ упражнения и их комбинации, разнообразные их соединения, получим слова, которыми можно будет говорить на языке танца.

 

Ответственность и пунктуальность, так необходимые для жизни в социуме, двигает детей, занимающихся классической хореографией, вперед.

 

Аккуратность в движениях, это как правописание, без прилежания письмо будет с помарками, не разборчиво и читающий ничего не поймёт, опрятность, чистая тренировочная форма, красивая удобная причёска, открывающая лицо в хореографическом классе, переносится и на внешний вид маленьких танцовщиков в школе. Они неизбежно выделяются осанкой, правильно поставленной спиной и аккуратно убранными волосами, чистотой и изящностью в ношении повседневной и школьной одежды.

 

Экзерсис дает учащимся знания, необходимые для профессионального овладения классическим танцем с его сложной техникой. Классический экзерсис у станка развивает и укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку корпуса головы, рук и ног, вырабатывает точность, свободу, эластичность и координацию движений. Кроме того, классический танец в значительной степени помогает освободиться от имеющихся физических недостатков: сутулости, перекоса плеч, опущение шейного позвонка, косолапости и т.д. Вместе с тем упражнения у станка способствуют развитию силы, выносливости и ловкости, а также собранности, внимания.

 

Занятия в студии представляют собой цепочку одного связующего звена образовательной программы и являются наиболее систематической и динамичной формой как индивидуальной, так и групповой работы. Ключевой момент на различных этапах хореографического образования – классический танец т. к. он является «азбукой» хореографии.

Педагоги

Кимаева Наталья Викторовна, педагог дополнительного образования, балетмейстер I квалификационной категории, руководитель образцового коллектива студии классического танца «Burleska» c 2002 года.

 

Образование:

1) 1981 г. – средне-специальное Новосибирское областное культурно-просветительное училище, по специальности – культурно-просветительная работа, квалификация – клубный работник, руководитель самодеятельного танцевального коллектива (диплом с отличием).

2) 2008 г. – ФГБОУ ВО НГПУ, квалификация – Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель по специальности "Народное художественное творчество«.

 

Большое внимание уделяет повышению квалификации и самообразованию, осуществляя его через следующие формы:

1) 2018 г. – Участие в мастер-классе от автономной некоммерческой организации «Твой Успех» по направлению «Классический танец» в объёме 72 академических часа;

2) 2008 г. – Участие в Международных практических семинарах на базе Новосибирской местной национально-культурной автономии казахов «Отан» по темам: «Казахский национальный костюм», "Танцевальная лексика и особенности казахского танца«;

3) 2007 г. – Курсы повышения квалификации – в Новосибирском государственном областном Доме народного творчества на областном семинаре по современному танцу в г. Новосибирске на базе ДК им. Горького (31 ч.). Ведущий педагог – старший преподаватель кафедры балетмейстерского творчества Кемеровского государственного университета культуры и искусств Т. А. Васильев;

4) 2003 г. – Краткосрочное повышение квалификации в НИПК и ПФО на кафедре ОО «Искусство» и «Технологии» по теме «Художественный образ и основы танцевальной композиции» в объёме 72 ч.;

5) 2000 г. – международный семинар Новосибирской организации, Российской хореографической ассоциации в рамках фестиваля «Танцы народов мира» по классу народно-сценическому танца (корейский, израильский, йеменский, польский).

 

Профессиональными достижениями Натальи Викторовны являются ДИПЛОМЫ, ПОЧЁТНЫЕ ГРАМОТЫ, БЛАГОДАРНОСТИ и БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ ПИСЬМА разного уровня.

 

 

Жихарева Елена Викторовна, педагог дополнительного образования, без категории.

Образование: 5 курс ФГБОУ ВО НГПУ, квалификация – руководитель хореографического любительского коллектива, преподаватель по специальности "Народное художественное творчество".

 

Самообразование и повышение квалификации:

1) 2018 г. – Участие в мастер-классе от автономной некоммерческой организации «Твой Успех» по направлению «Классический танец» в объёме 72 академических часа;

2) 2005 г. – участие в мастер-классах танц-отеля по курсам «Искусство танца Фламенко», при поддержке Новосибирского Государственного Хореографического Училища.

Содержание программы

1 год обучения «В начале пути» – 144 часа (4 часа в неделю).

 Разделы:

1. Элементы классического танца;

2. Растяжка на ковриках;

3. Народно-сценические танцы начального уровня;

4. Постановочная работа;

5. Репетиционная работа;

6. Танцевальная импровизация;

7. Социальная деятельность (концертные выступления и мероприятия воспитательного характера). 

 

2 год обучения «Восхождение» – 216 часов (6 часов в неделю).

Разделы:

1. Основы музыкального движения;

2. Элементы классического танца;

3. Экзерсис у станка, на середине зала;

4. Элементы народно-сценического танца;

5. Элементы историко-бытового танца;

6. Элементы современного танца;

7. Упражнения на пальцах;

8. Постановочная работа;

9. Репетиционная работа;

10. Концертная деятельность. 

 

3 год обучения «Совершенствование» – 216 часов (6 часов в неделю).

Разделы:

1. Основы музыкального движения;

2. Элементы классического танца;

3. Экзерсис у станка, на середине зала;

4. Элементы народно-сценического танца;

5. Элементы историко-бытового танца;

6. Элементы современного танца;

7. Упражнения на пальцах;

8. Постановочная работа;

9. Репетиционная работа;

10. Концертная деятельность. 

 

4 год обучения «Преображение» – 324 часа (9 часов в неделю).

Разделы:

1. Основы музыкального движения;

2. Элементы классического танца;

3. Экзерсис у станка, на середине зала;

4. Элементы народно-сценического танца;

5. Элементы историко-бытового танца;

6. Элементы современного танца;

7. Упражнения на пальцах;

8. Постановочная работа;

9. Репетиционная работа;

10. Концертная деятельность. 

 

5 год обучения «Вершина мастерства» – 324 часа (9 часов в неделю).

Разделы:

1. Элементы классического танца (аdagio, аllegro);

2. Экзерсис у станка и на середине зала, стретчинг;

3. Экзерсис на пальцах;

4. Элементы историко-бытового, народно-сценического и современного танцев;

5. Постановочная работа;

6. Репетиционная работа;

7. Концертная деятельность.

Цели программы

Создание благоприятных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей посредством классического танца.

 

Задачи:

Предметные

1. Овладеть музыкально-ритмической деятельностью в разных ее видах;

2. Способствовать овладению профессиональными навыками классического танца;

3. Закрепить основы теории искусства классического танца;

4. Освоить элементы экзерсиса, adajio, allegro, «пальцевой техники» и вращений;

5. Познакомить с лучшими образцами наследия русской школы классического танца;

6. Обучить навыкам постановочной и концертной деятельности;

 

Метапредметные

1. Развить волевые личностные качества учащихся;

2. Развить двигательные навыки, координацию, выразительность и музыкальное исполнение;

3. Развить артистизм и исполнительскую индивидуальность;

4. Сформировать и развить способности к самостоятельной и коллективной работе;

5. Развить коммуникативные способности обучающихся через учебно-практическую деятельность;

 

Личностные

1. Воспитать личность, способную к сознательному творческому труду и способную к самовыражению в танце;

2. Сформировать и укрепить волевые качества личности ребенка;

3. Создать условия для общения и адаптации к современной жизни на основе культурных ценностей;

4. Воспитать гражданина, стремящегося к саморазвитию и самосовершенствованию, усвоившего основные социальные нормы человеческого общения и поведения в обществе;

5. Сформировать и развить мотивацию к продолжению образования и профессиональному самоопределению (готовности к трудовой деятельности).

Результат программы

После 1 года обучения "В начале пути"

Личностные результаты:

-формирование волевых качеств в достижении цели;

-формирование потребности сотрудничества со сверстниками.

 

Метапредметные результаты:

-умение выражать собственное мнение и позицию;

-формирование способности к самостоятельной и коллективной работе.

 

Предметные результаты:

обучающиеся будут знать:

-общие правила поведения, обеспечивающие сохранение здоровья;

обучающиеся научатся:

-выразительно и артистично передавать характер музыки и танцевального образа;

-грамотно, четко и технично выполнять тренажные упражнения. 

 

После 2 года обучения "Восхождение"

Личностные результаты:

-использование сформированных волевых качеств на учебных занятиях;

-развитие у учащихся выразительности, фантазии и артистичности.

  

Метапредметные результаты:

-умение формулировать свои затруднения и задавать вопросы;

-формирование навыков взаимодействия с партнерами на сцене.

 

Предметные результаты:

обучающиеся будут знать:

-правила и приёмы, позволяющих овладеть устойчивостью и координацией;

-художественно-выразительные средства классического танца (воспитанность чувства позы и музыкальности);

обучающиеся научатся:

-грамотно, четко и технично выполнять тренажные упражнения;

-уверенно и эмоционально исполнять программный репертуар на концертах, конкурсах.

 

После 3 года обучения "Совершенствование"

Личностные результаты:

-развитие профессиональных творческих способностей;

-формирование стремления прислушиваться к мнению других.

 

Метапредметные результаты:

-умение выразить действие, мысль, чувства через пластическую форму;

-знание техники обращения со специальной экипировкой для работы на пуантах.

 

Предметные результаты:

обучающиеся будут знать

-рисунок танца, особенности взаимодействия с партнерами на сцене;

-образцы классического наследия и современного балетного репертуара;

обучающиеся научатся

-выразительно и артистично передавать характер музыки и танцевального образа;

-пластично и гибко переходить из одной позы в другую.

 

 После 4 года обучения "Преображение"

 Личностные результаты:

-воспитание самостоятельности;

-ответственное отношение к занятиям и концертной деятельности.

 

 Метапредметные результаты:

-способность анализировать причины успеха и не успеха;

-предлагать помощь и поддержку;

 

Предметные результаты:

обучающиеся будут знать:

-правила, приемы исполнения тренажных упражнений;

-партии из классического наследия (иметь свой исполнительский стиль);

обучающиеся научатся:

-пластично и гибко переходить из одной позы в другую;

-хорошей координации и устойчивости;

 

 

После 5 года обучения "Вершина мастерства"

Личностные результаты:

-сформированность нравственной позиции.

 

Метапредметные результаты:

-поддерживать уверенность в своих силах;

-способность через движение передавать мысль, образ;

-способность мыслить категориями хореографии.

 

Предметные результаты:

обучающиеся будут знать:

-основы пальцевой техники;

-технику обращения со специальной экипировкой для работы на пуантах;

обучающиеся научатся:

-работать на полном «пятачке» носков, распределять нагрузку на правильную точку опоры на носке без ухода/смещения на иную точку опоры;

-применять специальную экипировку для работы на пуантах;

-применять свои навыки и умения, помогая младшему составу коллектива.

Особые условия проведения

К занятиям хореографией допускаются обучающиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

Материально-техническая база

Помещение:

-учебный кабинет в соответствии с СанПиН со всем необходимым оборудованием;

-костюмерная;

-раздевалки для учащихся.