Программа «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» направлена на развитие у дошкольников технического творчества, определяющейся как продуктивной деятельностью, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

 

Актуальность программы «Умелые ручки» заключается в том, что, конструирование и моделирование из пластичных материалов способствует развитию мелкой моторики пальцев и кистей рук ребенка, что содействует улучшению речевой функции, развитию творческой фантазии, воображения, абстрактного и конструкторского мышления. У детей формируются начальные конструкторские умения проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко – творческое воображение и объемно- пространственное мышление.

 

Помимо этого, актуальность программы обусловлена также тем, что способствует развитию у дошкольников эмоционально-эстетических чувств, художественного восприятия, навыков изобразительного и конструктивного творчества. Для этого образовательная деятельность построена таким образом, чтобы в итоге дети могли использовать полученные умения для изготовления самостоятельного продукта. Этой цели служат все используемые техники и способы создания творческих работ в продуктивной деятельности.

 

Программа построена на интегрировании различных образовательных областей, что открывает возможности для реализации идей обучающихся, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

 

Программа включает следующие виды творческой деятельности:

  • моделирование из пластилина,
  • пластилинография,
  • тестопластика,
  • роспись, художественное оформление поделок,
  • конструирование из бросового материала,
  • коллективные композиции.

 

Чередование материалов и техник выполнения изделий способствует смене впечатлений и поддерживает постоянный интерес к работе как к увлекательной игре.

 

Новизна программы

Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит играть, но готовые игрушки не позволяют ребенку творить, в отличие от конструирования и моделирования. Во время работы с пластичными материалами ребенок познает мир, проявляет фантазию и воображение, проявляются такие качества как самостоятельность, активность, сноровку, повышает самооценку.

 

В ходе модельно-конструкторской деятельности ребенок воплощает в жизнь свои задуманные идеи. Техническое творчество способствует профессиональной ориентации ребенка, у него развивается интерес к технике, моделированию, проявляются изобретательские способности

Педагоги

Лебедева Светлана Алексеевна, педагог дополнительного образования, высшей категории

Педагогический стаж – 20 лет

Уровень образования – высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2004 г., «Профессиональное обучение»

Повышение квалификации: С 12.11.2020 г. по 30.11.2020 г.НИПКиПРО по программе  «Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в условиях реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка», 72 ч.

 

Расписание

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Продолжительность занятий с детьми 6-7 лет не более 30 минут

 

Содержание программы

  1. Вводное занятие -  1 ч.
  2. Лепка объёмных фигур из пластилина - 20 ч. 
  3. Пластилинография - 10 ч.
  4. Тестопластика -  20 ч.
  5. Коллективные композиции - 10 ч.
  6. Конструирование из бросового материала - 10 ч.
  7. Итоговое занятие - 1 ч.

Итого: 72 часа

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития основ технического мышления детей дошкольного возраста в процессе формирования навыков и умений начального технического моделирования с помощью различных материалов.

 

Задачи:

 

Обучающие:

- формировать основы технического мышления и навыки начального технического моделирования;

- учить последовательно планировать этапы работы, работать по описанию, образцу;

- развивать конструкторские способности, расширять кругозор;

- обучить правилам безопасной работы с инструментами, применяемыми в начальном техническом моделировании;

- обогащать словарь ребенка специальными терминами.

 

Развивающие:

- развитие интереса к техническому моделированию;

- совершенствование у воспитанников умения анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, схемам, действовать в соответствии со словесными инструкциями педагога, развивать эстетический вкус;

- развитие внимания, воображения, памяти, познавательного мышления;

- развивать трудовые навыки, творческий подход к делу, самостоятельность, навыки самоконтроля и самооценки;

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

 

 Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, аккуратность, коллективизм, ответственность, чувство взаимопомощи;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- воспитывать стремление к творческому подходу

Результат программы

К концу учебного года воспитанники будут знать:

 

- знать правила поведения в кабинете, технику безопасности на перемене и на занятиях;

- знать базовые геометрические фигуры;

- основные правила работы с инструментами и материалами при работе с пластилином, соленым тестом;

- соблюдать последовательность конструирования поделки;

- приёмы моделирования и конструирования из пластилина;

- последовательность изготовления сюжетной композиции,

- знать и различать понятия- геометрические фигуры, цилиндр, конус, ромб.

 

уметь:

- правильно организовать своё рабочее место;

- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями;

- передавать строение, величину, пропорции, характерные признаки предметов с натуры и по памяти;

- узнавать основные геометрические фигуры в объектах, выделять их;

- составлять заданные объекты из предложенных частей;

- последовательно конструировать и моделировать конструкции из пластилина, бросового материала;

- создавать коллективные композиции.

 

Личностные результаты освоения программы «Умелые ручки»:

У обучающихся будут сформированы:

- интерес к конструированию и моделированию;

- потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в группе под руководством педагога;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение самостоятельно изготовить поделку от начала до конца;

- развитие мыслительной деятельности, конструкторской смекалки, сообразительности

Особые условия проведения

Обучение по программе проходит в форме групповых занятий, обучающихся одного возраста, состав группы постоянный.

Количество обучающихся в группе от 10 до 15 человек.

 

В группу принимаются все желающие.

Набор детей проводится в начале учебного года.

 

При записи ведется беседа для ознакомления с предстоящей работой и содержанием занятий. Обучение по программе предполагает формирование интересов и мотивации к данной предметной области

Материально-техническая база

1. Необходимое оборудование.

 

Помещение: большое, светлое, проветриваемое;

- Основным источником освещения являются  светильники равномерного рассеивания;

- Рабочие столы размещаются так, чтобы детям удобно было заниматься. Высота столов и стульев должна соответствует росту детей;

- В кабинете  имеется доска для выполнения эскизов и технических рисунков;

- Стеллажи для размещения наглядного материала и детских поделок;

- Шаблоны, альбомы и раскладушки;

- Материал для занятий.

 

2. Необходимые инструменты для работы с пластилином, тестом:

- стеки, кисть, валик для раскатывания теста, зу­бочистка, деревянная, карманная расческа, формочки для выпечки, насадки для кулинарного шприца разной формы, кофейное ситечко, чесноковыжималка, пробки с резьбой от бутылок, специальное колесико для резки теста

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.