Программа «Родной мотив гармошки русской»

Программа реализуется в творческом объединении – ансамбль гармонистов «Ивушка». Особенность программы заключается в том, чтобы не просто научить детей навыкам игры на народных инструментах, а привить любовь к народной музыке. Очень важный аспект в обучении – через коллективное исполнительство к личным успехам, и через личные успехи в обучении – коллективному исполнительству. Иными словами, ощущение важности личного вклада каждого члена ансамбля в общий успех, без чего невозможно коллективное исполнение музыки.

 

Программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и т.д.

 

Программа предполагает решение образовательных и индивидуальных особенностей развития учащихся. Содержание занятий определяется программой обучения и темы задачами, которые необходимо решать в каждый конкретный период обучения.

 

Программа предусматривает контроль над уровнем освоения учебного материала через различные формы концертной деятельности: отчётные концерты, участие в конкурсах, фестивалях. Во время проведения сводных репетиций осуществляется контроль исполнения сложных партий в группе.

 

В учебном процессе важная роль отводится воспитательной работе. Это не только экскурсии, посещения выставок, концертов, но и цикл бесед по этике, эстетике, основам безопасности жизнедеятельности и здоровому образу жизни. Родители имеют возможность наблюдать рост исполнительского мастерства своих детей на отчётных концертах, конкурсах и фестивалях. Помимо этого систематически проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Педагоги

Бобров Василий Иванович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель Образцового детского коллектива ансамбля гармонистов «Ивушка».

 

Общий стаж педагогической деятельности – 23 года. В 2011 году награждён Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. вводное занятие – 2 часа;
  2. музыкально- образовательная деятельность – 4 часа;
  3. музыкальный звук и его свойства – 12 часа;
  4. кнопочные инструменты (гармонь) – 50 часов;
  5. концертная деятельность – 2 часа;
  6. итоговое занятие – 2 часа.

Всего: 72 часа.

 

Второй год обучения:

  1. вводное занятие – 2 часа;
  2. муз. обр. деятельность – 4 часа;
  3. кнопочные инструменты – 52 часа;
  4. ударно – шумовые инструменты (тамбурин) – 8 часа;
  5. сценическое оформление репертуара −2 часа;
  6. концертная деятельность – 2 часа;
  7. итоговое занятие – 2 часа.

Всего: 72 часа.

 

Третий год обучения:

  1. вводное занятие – 2 часа;
  2. муз.образовательная деятельность – 4 часа;
  3. ударно – шумовые инструменты (тамбурин, ложки) – 4 часа;
  4. струнные инструменты (балалайка) – 8 часа;
  5. ансамбль – 37 часа;
  6. сценическое оформление репертуара − 2 часа;
  7. итоговое занятие – 2 часа.

Всего: 72 часа.

 

Четвёртый года обучения:

  1. вводное занятие – 2 часа;
  2. муз.образовательная деятельность – 4 часа;
  3. ударно – шумовые инструменты (тамбурин, ложки, барабан) – 4 часа;
  4. струнные инструменты (балалайка. контрабас) – 4 часа;
  5. духовые инструменты (жалейка) – 4 часа;
  6. ансамбль – 24 часа;
  7. сценическое оформление репертуара – 2 часа;
  8. конкурсная и концертная деятельность – 8 часа;
  9. итоговое занятие – 1 час.

Всего: 72 часа.

 

Пятый год обучения:

  1. вводное занятие – 2 часа;
  2. муз.- образовательная деятельность – 4 часа;
  3. кнопочные инструменты (гармонь) – 18 часов;
  4. реставрация гармони – 6 часов;
  5. ансамбль – 25 часов;
  6. сбор местных наигрышей – 4 часа;
  7. конкурсная и концертная деятельность – 10 часов;
  8. диагностика исходного уровня исполнительского мастерства – 2 часа;
  9. итоговое занятие − 1 час.

Всего: 72 часа.

Цели программы

Цель программы – развитие творческих способностей, музыкального вкуса через обучение игре на гармони, воспитание любви и бережного отношения к русскому народному творчеству, чувства патриотизма и уважение традиций своего народа.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • приобретение основных исполнительских навыков игры на гармони;
  • освоение музыкальной грамоты;
  • приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования;
  • приобретение навыков ансамблевой игры.

Развивающие:

  • развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям;
  • развитие эстетических, музыкальных, творческих способностей;
  • развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения.

Воспитательные:

  • воспитание любви к родному краю, уважения к его истории и традициям;
  • воспитание чувства товарищества, чувства личной ответственности;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения.

 

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

Общепедагогические:

  • репродуктивный (ребёнок выполняет действия по образцу педагога);
  • креативный;
  • словесный (рассказ, беседа);
  • практический (упражнения, практическая работа).

Музыкального воспитания:

  • индивидуальный;
  • ансамблевый.

Деятельность педагога строится на следующих принципах:

  • доступность занятий для всех желающих;
  • внимательное отношение к личности учащего;
  • предоставление возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
  • уважение и соблюдение прав ребёнка;
  • доступность понимания и исполнения музыки различных стилей и жанров;
  • всестороннее развитие обучаемого с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • музыкальные стили и жанры;
  • названия основных звуков;
  • приёмы извлечения звуков;
  • характеристику инструментов;
  • постановку рук;
  • правила держания инструмента.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • играть на гармони;
  • определять характер произведения;
  • исполнять при игре на гармони целые, половинные, четвертные, восьмые ноты и паузы;
  • разучивать произведение по фрагментам и соединить в единое произведение;
  • исполнять музыкальное произведение.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • описание инструмента тамбурина;
  • ударно-шумовые инструменты;
  • приемы игры на ударно-шумовых инструментах;
  • виды гармоней;
  • термины «тон», «полутон», «диез», «затакт», «лига» и их значение.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • применять способы игры на ударно-шумовых инструментах;
  • играть на тамбурине;
  • определять характер произведения.

 

Третий год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • выдающихся гармонистов;
  • приемы игры на трех ложках (форшлаги, тремоло);
  • историю возникновения балалайки;
  • устройство и технические возможности инструмента балалайка;
  • посадку, постановку рук и приемы исполнения игры на балалайке: щипок большим пальцем правой руки, арпеджио, удары указательным пальцем по трем струнам;
  • термины «реприза», «вольта», «лига», «динамические оттенки» и их значение.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • применять приемы игры на трех ложках (форшлаги, тремоло);
  • применять приемы исполнения игры на балалайке;
  • выразительно исполнять музыкальное произведение;
  • работать в детском творческом коллективе.

 

Четвёртый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • устройство и технические возможности инструмента барабан;
  • посадку, постановку рук и приемы исполнения игры на барабане;
  • ритмы, их обозначение;
  • приемы исполнения игры на балалайке: двойной щипок, «бряцание», «тремоло»;
  • устройство и технические возможности инструмента контрабас;
  • характеристику духового инструмента жалейка;
  • виды жалеек: одинарная, двойная (двухствольная);
  • термины «легато», «стаккато» и их значение.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • играть на барабане;
  • применять приемы исполнения игры на балалайке: двойной щипок, «бряцание», «тремоло»;
  • играть на контрабасе;
  • применять технику левой и правой руки при исполнении игры на контрабасе;
  • играть на жалейке.

 

Пятый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • термины «триоль», «форшлаг», «фермата», «трель» и их значение;
  • функцию и роль каждого инструмента в ансамбле;
  • основные требования к ремонту голосовых планок, резонаторов, меха при реставрации гармони;
  • гармонистов района.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • реставрировать гармонь (ремонт голосовых планок, резонаторов, меха);
  • применять приемы варьирования мелодии при игре на гармони;
  • подбирать мелодии по слуху;
  • исполнять традиционные наигрыши на гармони;
  • исполнять отрывок из музыкального произведения.

Особые условия проведения

Особых условий для успешного освоения программы не требуется.

Обучение бесплатное.

Материально-техническая база

  1. оборудованный кабинет;
  2. акустическая система;
  3. сценические костюмы;
  4. микрофоны,

Музыкальные инструменты: балалайка 3 штуки, гармонь - 15 штук, набор ударных инструментов, тамбурин - 3 штуки, ложки 12 штук, контрабас, жалейка - 2 штуки.