Программа «Родной мотив гармошки русской»

Эстетическому воспитанию подрастающего поколения во все времена уделялось большое внимание.

В системе дополнительного образования, в частности, в творческих объединениях художественного направления, где идет обучение игре на музыкальных инструментах, дети получают общее развитие, приобщаются к прекрасному путем знакомства с творчеством известных композиторов, исполнителей, через музыку постигают традиции и культуру народа. Педагог должен постоянно вести работу над эстетическим воспитанием учащихся на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных, современных композиторов.

Знакомя с произведениями отечественных авторов, исполнителей, педагог в детях воспитывает чувство патриотизма, гордости за свою малую Родину.

Большинство детей учатся игре на музыкальных инструментах для общего музыкального образования.

Актуальность программы

Неоценимую услугу в решении задач по формированию творчески самостоятельной личности ребенка оказывает музыкальный фольклор. Именно в народной мудрости заложены неограниченные возможности для воспитания творческого отношения детей к окружающему миру, для усвоения нравственных норм, утвержденных народными традициями. Именно народная культура активно способствует единению человека с природой, необходимому для воспитания духовности, нравственности на основе уважения к традициям и культуре своего народа.

Народная музыка – одна из ветвей музыкального фольклора, уходящая в глубину веков. Занятия народной музыкой дают возможность оптимизировать творческую деятельность детей и подростков, позволяют постепенно расширять музыкальный кругозор.

На сегодняшний день незаслуженно забыты очень интересные колоритные инструменты, на которых играли наши деды и прадеды. В наш век компьютерной музыки у нас в жизни почти не осталось места исконно русским инструментам. Пропаганда фольклора, ансамблевой игры на народных инструментах должна стать неотъемлемой частью в воспитании подрастающего поколения.

Игра на народных инструментах является одним из действенных средств приобщения подрастающего поколения к богатству народного музыкального творчества, она дает возможность почувствовать свою национальную принадлежность.

Потребность возрождения народных традиций, в частности традиций русского фольклорного музицирования с одной стороны, а с другой стороны решение в образовательном процессе тех современных задач, которые определены в Федеральном Законе Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Концепции развития дополнительного образования детей от 04.09.2014г., в Концепции художественного образования в Российской Федерации определяет актуальность данной проблемы.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Родной мотив гармошки русской» заключается в использовании разнохарактерных, более интересных и эффектных произведений классиков и обработок народных и эстрадных произведений. Пользуясь репертуарным списком, педагог может составить индивидуальный план для каждого учащегося.

Отличительная особенность программы заключается в том, чтобы не просто научить детей навыкам игры на народных инструментах, а привить любовь к народной музыке, чтобы после окончания обучения они не расставались с гармошкой. Создание среды общения между гармонистами разных поколений поможет учащимся перенять опыт у старших, чтоб они любили народную музыку так же искренне и преданно (через реализацию образовательных проектов в рамках программы). И, наконец, в воспитательном аспекте, который заключается в формировании навыков работы в коллективе, в умении слышать, слушать и уважать друг друга. Очень важный аспект в обучении – через коллективное исполнительство к личным успехам, и через личные успехи в обучении – к коллективному исполнительству. Иными словами, ощущение важности личного вклада каждого члена ансамбля в общий успех, без чего невозможно коллективное исполнение музыки.

В Новосибирской области есть возможность представлять музыкальное творчество на различных сценических площадках («Играй, гармонь!», «Сибирские переборы», «Серебряный ключ» и др.). Международный конкурс «Играй, гармонь!» имени Геннадия Заволокина дает уникальную возможность не только поучаствовать в фестивале, но и познакомиться с творчеством гармонистов-сибиряков, с деятельностью семьи Заволокиных и их вкладом в сохранение и популяризацию гармони. В программе уделяется внимание региональным особенностям в изучении народных инструментов, и в частности гармони. В репертуаре ансамбля есть авторские обработки – «Попурри на тему русских народных песен» (обработка В.И. Бобров), «Попурри на тему популярных песен» (обработка В.И. Бобров).

Программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и т.д.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родной мотив гармошки русской» художественной направленности.

Адресат программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Родной мотив гармошки русской» рассчитана на учащихся от 8 до 15 лет. Прием учащихся в ансамбль проводится в начале учебного года, но не исключается пополнение коллектива в течение всего периода обучения. Определяющую роль в приеме играют принципы добровольности и заинтересованности. Проверяются лишь общие музыкальные данные: чувство ритма, слух, музыкальная память.

Занятия в ансамбле следует начинать не ранее 8 – 10 лет, так как извлечение звука на русских народных инструментах требует определенных физических усилий. В этом возрасте формируются достаточно устойчивые интересы к какому-либо одному виду деятельности. Происходит перестройка всех психофизических процессов: «Память становится мыслящей, а восприятие думающим» (Д. Б. Эльконин). Занятия на народных инструментах развивают и закрепляют моторику пальцев, зрительную и двигательную память, слух, идет укрепление мышц, что немаловажно для растущего организма.

Обучение в ансамбле у детей младшего школьного возраста способствует развитию уверенного поведения, формированию самооценки, которая основывается на оценивании педагогом их достигнутых результатов, групповому сплочению и объединению учащихся общим энтузиазмом и духом народного творчества.

У подростков занятия в ансамбле способствуют самосознанию и самопознанию, поиску и активизации ресурсов личности, развитию регуляции своего эмоционального состояния, а так же удовлетворяют потребность в любопытстве и обилии впечатлений.

Старшие подростки, занимаясь в ансамбле народных инструментов, формируют собственное мировоззрение, систему нравственных отношений, устойчивые отношения со сверстниками и взрослыми, удовлетворяют свою потребность в социальной активности.

Режим занятий

Занятия организованы в соответствии с нормами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41.

Программа рассчитана на 5 лет обучения, предусмотрена нагрузка 144 часа в год, занятия проводятся 4 часа в неделю (2 занятия в неделю по 2 часа).

Педагоги

Бобров Василий Иванович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, руководитель Образцового детского коллектива ансамбля гармонистов "Ивушка«.

Образование – среднее профессиональное. В 1976 году окончил Новосибирское областное культурно-просветительное училище. Квалификация «Руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов» по специальности "Клубный работник, руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов«.

Общий стаж педагогической деятельности – 26 лет.

Награды:

- Почётная грамота за вклад в укрепление международных отношений, высокие результаты в эстетическом и патриотическом воспитании и за участие в культурно-образовательном проекте – СИБИРСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ТВОРЧЕСТВА И МОЛОДЁЖИ «НАДЕЖДЫ ПЛАНЕТЫ» в рамках фестивального движения России (2010 год)

- Почётная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2011 год)

- Диплом 2 степени Регионального конкурса творческих педагогических проектов «Так зажигают звёзды» за педагогический проект «В гармошках слышатся напевы сердец и зов родной земли» (2012 год)

- Диплом 3 степени в номинации «Защита образовательной программы» конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» (2013 год)

- Грамота Гран-при 2-го районного Фестиваля творчества педагогических коллективов «Признание – 2013» в номинации «Учитель – ученик» (2013 год)

- Диплом Всероссийского фольклорного фестиваля «Хоровод традиций» за квалифицированную подготовку обучающихся к всероссийскому мероприятию (2014 год)

- Почётная грамота МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановского района Новосибирской области за большую работу по созданию условий для проявления творческих способностей обучающихся, личные достижения в педагогической деятельности (2015 год)

- Грамота МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановского района Новосибирской области по итогам работы за 2017-2018 учебный год за достигнутые значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов (2018 год)

Повышение квалификации:
-2017г., ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж» по курсу «Проектно-исследовательская деятельность педагога дополнительного образования», 72 часа;
-2020 г., Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Татарский педагогический колледж» по программе «Организация психолого-педагогических условий развития и поддержки одарённых детей в организации дополнительного образования» в объёме 108 часов.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. вводное занятие – 2 часа;
  2. музыкально-образовательная деятельность – 10 часов;
  3. музыкальный звук и его свойства – 24 часа;
  4. кнопочные инструменты (гармонь) – 100 часов;
  5. концертная деятельность – 4 часа;
  6. итоговое занятие – 2 часа.

Всего: 144 часа.

Второй год обучения:

  1. вводное занятие – 2 часа;
  2. музыкально-образовательная деятельность – 10 часов;
  3. кнопочные инструменты (гармонь) – 104 часов;
  4. ударно-шумовые инструменты (тамбурин) – 16 часов;
  5. сценическое оформление репертуара − 4 часа;
  6. концертная деятельность – 6 часов;
  7. итоговое занятие – 2 часа.

Всего: 144 часа.

Третий год обучения:

  1. вводное занятие – 2 часа;
  2. музыкально-образовательная деятельность – 10 часов;
  3. кнопочные инструменты (гармонь) – 20 часов;
  4. ударно–шумовые инструменты (тамбурин, ложки) – 8 часов;
  5. струнные инструменты (балалайка) – 16 часов;
  6. ансамбль – 74 часа;
  7. сценическое оформление репертуара − 4 часа;
  8. конкурсная и концертная деятельность – 8 часов;
  9. итоговое занятие – 2 часа.

Всего: 144 часа.

Четвёртый года обучения:

  1. вводное занятие – 2 часа;
  2. музыкально-образовательная деятельность – 10 часов;
  3. кнопочные инструменты (гармонь) – 36 часов;
  4. ударно–шумовые инструменты (тамбурин, ложки, барабан) – 8 часов;
  5. струнные инструменты (балалайка. контрабас) – 8 часов;
  6. духовые инструменты (жалейка) – 8 часов;
  7. ансамбль – 48 часов;
  8. сценическое оформление репертуара – 6 часов;
  9. конкурсная и концертная деятельность – 16 часов;
  10. итоговое занятие – 1 час.

Всего: 144 часа.

Пятый год обучения:

  1. вводное занятие – 2 часа;
  2. музыкально-образовательная деятельность – 10 часов;
  3. кнопочные инструменты (гармонь) – 38 часов;
  4. реставрация гармони – 16 часов;
  5. ансамбль – 50 часов;
  6. сбор местных наигрышей – 12 часов;
  7. конкурсная и концертная деятельность – 10 часов;
  8. диагностика исходного уровня исполнительского мастерства – 4 часа;
  9. итоговое занятие − 2 часа.

Всего: 144 часа

Планируемые результаты освоения программы

1. Личностные результаты

· готовность и способность к саморазвитию, осознанному выбору занятий музыкой, игрой на гармони и народных инструментах;

· чувство ответственности и гордости за свой творческий коллектив (ансамбль гармонистов);

· навыки общения на основе доброжелательности, доверия и внимания, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

· основы сценической культуры;

· мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

· установка на безопасный, здоровый образ жизни;

· навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

· эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

· способность адекватно оценивать свои достижения, умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

· чувство уважения к окружающим, признание права каждого на собственное мнение.

2. Метапредметные результаты

· определять цель деятельности на занятии;

· организовывать свое рабочее место;

· развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

· планировать свои действия;

· определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· корректировать свои действия в процессе творческой деятельности ансамбля;

· в диалоге с педагогом определять степень успешности своей работы;

· осуществлять поиск нужной информации для выполнения творческой задачи;

· вести диалог, распределять функции и роли в ансамбле;

· осуществлять проектную деятельность;

· использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни;

· готовить свое выступление и выступать с аудио-, видеосопровождением;

· слушать собеседника, формулировать собственное мнение, соблюдать корректность в высказываниях;

· работать индивидуально и в группе, находить общее решение творческой задачи;

· учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективной игры в ансамбле гармонистов;

· оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

3. Предметные результаты

· сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к народному искусству;

· развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;

· умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

· способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий в ансамбле гармонистов;

· приобретение первоначальных знаний о жанрах народной музыки, основных музыкальных терминах, дирижерских жестах, ладоритмических особенностях народной музыки;

· овладение сложными приемами игры на гармони, балалайке, тамбурине, ложках, контрабасе, жалейке.

· участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, повышать сценическое мастерство.

Цели программы

Цель программы – формирование художественного вкуса посредством обучения игре на народных инструментах.

Задачи программы:

Образовательные:

· дать определенный объем знаний в области истории развития музыкальной культуры, народного творчества;

· дать понятие о музыкальных стилях и жанрах;

· выработать правильные навыки игры на инструменте;

· дать основы музыкальной грамоты;

· изучение русского музыкального фольклора;

· приобретение учащимися опыта творческой деятельности;

· формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

· воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования.

Развивающие:

· познакомить с творчеством знаменитых композиторов и исполнителей;

· развивать эстетические, музыкальные, творческие способности, фантазию и воображение;

· развивать исполнительские умения и навыки (исполнительской техники, навыков аккомпанемента, чтения с листа, подбора по слуху);

· развивать артистизм, навыки сценической адаптации.

Воспитательные:

· воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения;

· воспитание интереса и любви к музыке, как составной части общей национальной культуры;

· воспитание нравственных качеств личности, чувства патриотизма, любви к Родине, родным истокам.

· привитие детям интереса и любви к музыке, как составной части общей национальной культуры.

 

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

Общепедагогические:

  • репродуктивный (ребёнок выполняет действия по образцу педагога);
  • креативный;
  • словесный (рассказ, беседа);
  • практический (упражнения, практическая работа).

Музыкального воспитания:

  • индивидуальный;
  • ансамблевый.

Деятельность педагога строится на следующих принципах:

  • доступность занятий для всех желающих;
  • внимательное отношение к личности учащего;
  • предоставление возможности самовыражения, самореализации, инициативности;
  • уважение и соблюдение прав ребёнка;
  • доступность понимания и исполнения музыки различных стилей и жанров;
  • всестороннее развитие обучаемого с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Результат программы

Первый год обучения

В результате реализации программы учащийся должен

знать:

  • теоретический и практический материал 1 года обучения;

  • устройство инструмента – гармони;

  • правила хранения гармони;

  • строение его правой и левой клавиатур;

  • правила посадки и постановки рук;

  • музыкальные термины «исполнитель», «слушатель», "композитор«;

  • основы нотной грамоты;

  • общие аппликатурные закономерности;

  • основные способы звукоизвлечения.

уметь:

  • ориентироваться в расположении нот на нотном стане и клавиатуре инструмента;

  • различать характер музыки;

  • уметь слушать музыку;

  • владеть общей координацией рук и пальцев;

  • играть несложные произведения двумя руками согласно требованиям первого года обучения.

 

Второй год обучения

В результате реализации программы учащийся должен

знать:

  • теоретический и практический материал 2 года обучения;

  • основные средства музыкальной выразительности, их значение;

  • сильные и слабые доли, тон, полутон, шестнадцатые ноты и паузы, диез, затакт, нота с точкой, лига, штрихи, знаки повышения и понижения звуков, знаки повторения;

  • формы музыкальных произведений;

  • виды гармоней;

  • ударно-шумовые инструменты.

уметь:

  • характеризовать исполняемые произведения;

  • давать общую оценку музыкальному произведению;

  • оценивать качество своего исполнения, играть выразительно, учитывая характер исполняемого произведения;

  • читать с листа, транспонировать.

 

Третий год обучения

В результате реализации программы учащийся должен

знать:

  • теоретический и практический материал 3 года обучения;

  • добавочная линейка, синкопа, репризу, вольта, лига, штрихи, динамические оттенки;

  • ударно-шумовые инструменты: тамбурин, ложки;

  • историю возникновения балалайки, устройство и технические возможности инструмента;

  • посадку, постановку рук, приемы исполнения игры на балалайке;

  • творчество композиторов изучаемых произведений;

  • основы ансамблевого исполнительства, произведения и репертуар ансамбля третьего года обучения.

уметь:

  • играть в ансамбле;

  • играть на ударно-шумовых инструментах: тамбурине, ложках;

  • играть на балалайке;

  • выразительно исполнять музыкальное произведение;

  • выступать на сцене.

 

Четвёртый год обучения

В результате реализации программы учащийся должен

знать:

  • теоретический и практический материал 4 года обучения;

  • приемы исполнения игры на балалайке: двойной щипок, «бряцание», "тремоло";

  • устройство и характеристику контрабаса;

  • устройство и характеристику ударного инструмента – барабан;

  • хроматические гаммы при игре на контрабасе;

  • характеристику духового инструмента – жалейка;

  • виды жалеек;

  • роль каждого инструмента в ансамбле.

уметь:

  • играть на ударной установке;

  • играть на контрабасе;

  • играть на жалейке;

  • создавать художественный образ музыкального произведения;

  • создать сценический имидж.

 

Пятый год обучения

В результате реализации программы учащийся должен

знать:

  • теоретический и практический материал 5 года обучения;

  • динамические оттенки, приемы варьирования мелодии, переменный размер, произвольные длительности, триоль, форшлаг, фермата, трель;

  • творчество сибирских гармонистов.

уметь:

  • подбирать мелодии по слуху (традиционные наигрыши на гармони);

  • реставрировать гармонь (меха, голосовые планки, резонатор);

  • исполнять местные наигрыши;

  • легко, свободно владеть инструментом;

  • свободно и уверенно держаться на сцене;

  • выразительно и технически исполнять на гармони произведения;

  • самостоятельно разучивать и грамотно анализировать произведения;

  • применять приобретенные прочные индивидуальные навыки исполнительского мастерства.

Особые условия проведения

Особых условий для успешного освоения программы не требуется.

Обучение бесплатное.

Материально-техническая база

  1. кабинет для мелкогрупповых и индивидуальных занятий с хорошей освещенностью и проветриванием, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам;

  2. стулья, в соответствии с ростом учащегося;

  3. технические средства (звукоусиливающая аппаратура, компьютер);

  4. аудиозаписи, видеозаписи;

  5. необходимое количество качественных народных музыкальных инструментов (гармони, хранящиеся в футляре, балалайки, контрабас, бубен, жалейка, ложки, ударная установка, тамбурины);

  6. концертные костюмы;

  7. актовый зал со звукотехническим оборудованием;

  8. музыкальные сборники, методическая литература.

Музыкальные инструменты: балалайка 3 штуки, гармонь – 15 штук, набор ударных инструментов, тамбурин – 3 штуки, ложки 12 штук, контрабас, жалейка – 2 штуки.

Видео

[ "", "", "", "", "", "", "" ]