Программа «Лаборант химического анализа»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лаборант химического анализа» имеет естественнонаучную направленность, является модифицированной.

 

Новизна программы основана на комплексном подходе при подготовке обучающихся к выбору профессиональной деятельности с учетом современных социально-экономических требований; способствует сформировать в процессе обучения интерес к естественнонаучному строения мира, стимулирует стремление к научной деятельности через участие в викторинах, интеллектуальных играх, научно-практических конференциях.

 

Актуальность общеобразовательной программы определяется большой потребностью ранней профессиональной ориентации обучающихся на получение политехнических знаний и повышение престижа технического профессионального образования.

Предлагаемая программа «Лаборант химического анализа» расширяет и углубляет школьные знания детей по химии, развивает систему знаний о мире, прививает практические умения и навыки по проведению экспериментов. Программа дает возможность развивать творческие способности учащихся, заниматься научно-исследовательской деятельностью, повысить общественно-полезную направленность деятельности объединения дополнительного образования.

 

К отличительным особенностям программы можно отнести комплексный подход при подготовке обучающихся к выбору профессиональной деятельности с учетом современных социально-экономических требований; способствует сформировать в процессе обучения интерес к естественнонаучному строения мира, стимулирует стремление к научной деятельности через участие в викторинах, интеллектуальных играх, научно-практических конференциях.

 

Значительная роль в программе отводится химическому эксперименту. На занятиях выполняются занимательные и исследовательские лабораторные опыты, которые не всегда могут провести учащиеся в рамках школьной программы. Химический эксперимент применяется учащимися для усвоения новых знаний, постановки перед ними познавательных проблем. Решение их с использованием эксперимента ставит учащихся в положение исследователей, что, как показывает практика, оказывает положительное влияние на мотивацию изучения химии.

 

Программа дополнительного образования «Лаборант химического анализа» является модифицированной. Составлена на основе образовательной программы профессиональной подготовки по рабочей профессии «Лаборант химического анализа II разряда» (авторы преподавательский состав ГБПОУ НСО «Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева») с изменением структуры и коррекцией содержания.

 

Программа стартового уровня обучения предполагает использование материалов, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического направления

Педагоги

Титова Юлия Андреевна, педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж: 2 года.

Уровень образования: высшее, Алтайский государственный университет «Химия», 2018г.

Повышение квалификации:

  • ГАУДО Новосибирской области «Областной центр развития творчества детей и юношества», «Инструментарий проектной деятельности педагога», 72 часа, 2019г.
  • ООО «Инфоурок» по программе профессиональной переподготовки «Педагогика дополнительного образования детей и взрослых», 300 ч., 2019г.

Титова Юлия Андреевна является экспертом по оценке демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills (свидетельство №0000027483, от 30.11.2018г.)

Расписание

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу

Содержание программы

  1. Вводные занятия - 4 ч.
  2. Раздел 1.Приёмы обращения с веществами и оборудованием - 10 ч.
  3. Раздел 2.Теоретические основы лабораторной практики - 14 ч.
  4. Раздел 3.Основы неорганического синтеза - 17 ч.
  5. Раздел 4. Обработка и учет результатов химических анализов - 14 ч.
  6. Раздел 5. «Профессиональная» химия - 11
  7. Итоговые занятия - 2 ч.

    Итого: 72 часа

Цели программы

Цель программы – начальная профессиональная ориентация и подготовка учащихся к трудовой деятельности, а также формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями нормативно-правовой документации по профессиональной подготовке.

 

Задачи программы:

· помочь освоить материал по химии с учетом подготовки обучающихся к участию в олимпиадах, чемпионатах «Молодые профессионалы»;

· обучить учащихся основным знаниям и умениям, проведения химического анализа;

· научить публичным выступлениям, через участие в научно-практических конференциях.

· помочь подростку в самоопределении по отношению к осваиваемой деятельности в рамках дополнительной и начальной профессиональной подготовки;

· помочь обучающемуся стать человеком нравственных убеждений, формировать ориентацию на дальние жизненные перспективы и поиск своего места в них

Результат программы

Обучающиеся, освоившие программу приобретают следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.

На предметном уровне:

будут знать:

- технику безопасности и предъявляемые требования к организации рабочего места;

- основные теоретические положения химии;

- научные принципы важнейших химических производств (не углубляясь в технологические детали);

- методику проведения простых анализов;

- элементарные основы общей и аналитической химии;

- правила обслуживания лабораторного оборудования, аппаратуры и контрольно-измерительных приборов;

будут уметь:

- использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения самостоятельной творческой работы (проекты, презентации и т.д.), проведения экспериментов.

 

На метапредметном уровне смогут:

- выделять главное, осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи;

- работать с дополнительной литературой, разными источниками информации;

- работать индивидуально, в группе;

- понимать культурную значимость учения современного человека;

- оформлять результаты деятельности;

- представлять выполненную работу.

 

На личностном уровне:

- самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, формировать культуру труда, аккуратность, соблюдение правил техники безопасности;

- проявлять активность, готовность к выдвижению идей и предложений;

- проявлять силу воли, упорство в достижении цели;

- понимать ценность здоровья;

- уметь принимать себя как ответственного и уверенного в себе человека

Особые условия проведения

Программа стартового уровня обучения предполагает использование материалов, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) разделам в рамках содержательно-тематического направления.

Поэтому набор обучающихся на данную программу проводится на основе начальных школьных знаний по предмету «Химия» в группы от 12 до 15 человек в возрасте 14-17 лет

Материально-техническая база

Для обеспечения реализации программы предполагается использование базы объединения «Лабораторно-химический анализ» МБУ ДО «Спутник». В кабинете объединения имеются все необходимые мультимедийного обеспечения, а также химическое оборудование и реактивы для проведения экспериментов.

Демонстрационные материалы.

Медиаресурсы:

- Обучающие фильмы;

- Презентации, подготовленные преподавателем;

- Интернет – ресурсы.

 

Таблицы постоянного экспонирования:

- «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»;

- «Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде и среда растворов»;

- «Электрохимический ряд напряжений металлов»;

- «Правила техники безопасности в аудитории объединения»;

 

Химические реактивы и материалы:

- Наборы кислот для химического эксперимента;

- Наборы щелочей для химического эксперимента;

- Необходимые наборы солей для проведения химического эксперимента;

- Набор индикаторов для определения среды веществ;

- Набор металлов и оксидов металлов для химического эксперимента;

- Другие вещества: пероксид водорода, аммиак, крахмал.

 

Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:

- аппараты и приборы для опытов с жидкими, твердыми и газообразными веществами;

- измерительные и нагревательные приборы, различные приспособления для выполнения опытов;

- пробирки стеклянные; мерная посуда; стаканы стеклянные; палочки стеклянные; воронка стеклянная;

- пробки резиновые;

- держатели для пробирок;

- штатив лабораторный; штатив для пробирок;

- фильтры разных диаметров;

- спички; асбестовая сетка; лучины;

- ершики для пробирок, губки для посуды;

- весы, электронные.

 

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедиа проектор;

- экран.

 

Для обеспечения безопасного труда в аудитории объединения имеется:

- противопожарный инвентарь;

- аптечка с набором медикаментов и перевязочных средств;

- инструкции по правилам безопасности для обучающихся в аудитории объединения, по технике безопасности при проведении химических опытов;

- журнал регистрации инструктажа по правилам техники безопасности 

Стоимость

Обучение по программе бесплатное