Программа «Мой двухколесный друг»

"Мой двухколесный друг" - это авторская программа технической направленности по мотомногоборью.

 

Авторский подход в данной программе основан на комплексном характере программы, которая кроме занятия мотоспортом включает в себя:

- изучение правил дорожного движения и оказания первой доврачебной помощи при ДТП;

- изучение стрелкового дела;

- туристскую подготовку.

 

Актуальность программы: состоит в том, что занятия мотоспортом способствуют развитию способностей и творческого потенциала детей в технической сфере, являются эффективной формой профилактики девиантного поведения и практико-ориентированной площадкой освоения и практического применения умений и навыков безопасной модели поведения на дороге.

 

 

Отличительные особенности программы раскрываются в системе специфических организационно-педагогических условий ее реализации:

- освоение данной программы предполагает разработку индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося с учетом его личностно-психологических особенностей и возможностей, а также специфики территориальной особенности проживания воспитанников;

- с целью формирования у подростков и юношей представления о трудовой деятельности, связанной с обслуживанием и ремонтом техники в программу включен раздел "Культура труда";

- раздел "Туристская подготовка" формирует всесторонне развитую личность средствами туризма, краеведения и элементами спортивного ориентирования на местности;

- содержание программы ориентированно на решение задач профильного и профессионального самоопределения подростков.

Педагоги

Руководитель объединения  - Денисенко Сергей Алексеевич, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории.

 

Увлечение техническими видами спорта началось у Сергея Алексеевича еще в детстве.  В школьные годы он и сам был воспитанником секции мотокросса. Участвовал в соревнованиях, сам конструировал и усовершенствовал мопеды и мотоциклы, а также был обладателем всей ленейки отечественного автопрома.

Содержание программы

 

Учебно-тематический план стартового уровня подготовки

- Вводное занятие. Мототехника ТБ (3ч)

- Правила дорожного движения для велосипедистов и пешеходов (12ч)

- Первая помощь при ДТП (6ч)

- Устройство мопеда (9ч)

- Меры безопасности на тренировках и соревнованиях (2ч)

- Соревнования по мотоспорту. Общие понятия. Правила соревнований по фигурному вождению (1ч)

- Общие навыки вождения на мопеде (18ч)

- Культура труда (3ч)

- Общая и специальная физическая подготовка (9ч)

- Тренировочное занятие по вождению мопеда (24ч)

- Организация и проведение соревнований по фигурному вождению (6ч)

- Промежуточная и итоговая аттестация (6ч)

- Итоговое занятие (3ч)

 

Учебно-тематический план базового уровня подготовки

- Вводное занятие. Мототехника. Общее понятие о мотоспорте (1, 2 год  по 3ч)

- Меры безопасности на тренировках и соревнованиях. Физическая и психологическая подготовка (1, 2 год по 3ч)

- Правила дорожного движения (1,2 год по 18ч)

- Общее устройство мотоцикла (1,2 год по 9ч)

- Первая помощь при ДТП (1 год - 12ч, 2 год - 15ч)

- Двигатели для мотоцикла (1 год - 9ч, 2 год - 12ч)

- Система управления и контроля (1,2 год по 3ч)

- Стрелковое дело (1,2 год по 15ч)

- Туристская подготовка (1 год - 15ч, 2 год - 9ч)

- Мир труда и профессий (1,2 год по 3ч)

- Учебное вождение на мотоцикле (1,2 год по 33ч)

- Правила соревнований и спортивная сигнализация. Правила соревнований по скийорингу (1,2 год по 3ч)

- Подготовка мотоцикла к тренировкам и соревнованиям (1 год - 27ч, 2 год - 24ч)

- Спортивные тренировки (1 год - 33ч, 2 год - 36ч)

- Организация и проведение соревнований (1,2 год по 21ч)

- Промежуточная и итоговая аттестация (1,2 год по 6ч)

- Итоговое занятие (1,2 год по 3ч).

 

Учебно-тематический план углубленного уровня подготовки

- Вводное занятие. Устройство спортивной мототехники. Меры безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях (1, год по 1ч)

- Технические требования к соревнованиям (1,2 год по 1ч)

- Меры безопасности при работе в объединении, на тренировках и соревнованиях (1,2 год по 1ч)

- Правила дорожного движения (1,2 год по 12ч)

- Первая помощь при ДТП (1 год - 12ч, 2 год - 9ч)

- Стрелковое дело (1год - 12ч, 2 год - 9ч)

- Туризм (1 год -12ч, 2 год -9ч)

- Подготовка рамы и всей ходовой части мотоцикла к соревнованиям (1год - 30ч, 2 год - 36ч)

- Диагностика, поиск неисправностей и технология ремонта двигателя. Подготовка двигателя к соревнованиям (1 год - 30ч, 2 год - 36ч)

- Психофизиологическая подготовка. Психологические тренинги. Специальная физическая подготовка (1 год - 21ч, 2 год - 18ч)

- Спортивно-тренировочное вождение. (1, 2 год по 54ч)

- Организация и проведение соревнований (1,2 год по 21ч)

- Промежуточная и итоговая аттестация (1,2 год по 6ч)

- Заключительное занятие (1,2 год по 3ч)

Цели программы

Цель программы состоит в обеспечение условий для разностороннего развития личности (способности в технической сфере, физические и нравственные качества, специальные технические и туристические знания и умения) у детей и молодежи средствами включения их в различные виды технического творчества в рамках занятий мотоспортом, стрелковым спортом и туризмом.

 

Задачи

Предметные:

- повысить теоретическую и практическую грамотность учащихся в области основ безопасного поведения на дороге и оказания первой помощи;

- способствовать целостному освоению Правил дорожного движения;

- способствовать овладению техническими знаниями и практическими умениями в обслуживании, ремонте и управлении мотоциклом;

- научить работе с различными материалами и инструментами;

- сформировать опыт конструкторской, технологической и творческой деятельности;

- способствовать формированию умений и навыков правильного вождения мотоцикла;

- способствовать формированию технических знаний и практических умений в стрельбе;

- обучить способам выживания в экстремальных условиях, познакомить с проблемами экологии и охраны природы;

- подготовить обучающихся к участию в соревнованиях по мотоспорту, спортивной стрельбе и туризму.

 

Метапредметные:

- способствовать активизации познавательного интереса к изучению технических видов спорта;

- способствовать развитию интеллектуальных качеств личности обучающегося (памяти, логического мышления, мыслительной активности);

- развивать потенциальные творческие и технические способности ребенка через вовлечение и различные виды деятельности;

- воспитывать целеустремленность, упорство в достижении цели, трудолюбие через различные виды деятельности;

- предоставить возможность для удовлетворения потребностей детей в межличностном общении, развивать навыки такого общения;

- способствовать развитию навыков эффективного и безопасного управления автомобилем в современных условиях;

- способствовать формированию разновозрастного детского коллектива, в котором у детей формируется опыт совместной коммуникативной и трудовой деятельности, передача опыта друг другу, налаживаются дружеские отношения.

 

Личностные:

- развивать у подростков жизненно-важные качества личности, обеспечивающие безопасное поведение на дороге;

- воспитать ценностное отношение к человеческой жизни и здоровью;

- развивать законопослушность и гражданскую ответственность перед обществом;

- развивать у воспитанников такие личные качества, как честность, терпеливость, гуманность, тактичность, ответственность, дисциплинированность, стремление к профессиональному самосовершенствованию и повышению общекультурного уровня;

- развивать интерес к работе в автотранспортной системе через создание условий для знакомства с профессией водителя;

- прививать интерес у детей к занятиям автоспортом;

- создавать условия для самореализации личности в творческой деятельности и социальной адаптации;

- способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.

Результат программы

Познавательная компетентность:

  • знание истории создания мотоцикла, ДВС, мотоспорта; устройства мотоцикла, стрелкового оружия; правил дорожного движения; оказания помощи пострадавшим при травмах и ДТП;
  • умение пользоваться материалами и инструментами; технологическими приемами обработки конструкционных материалов; обслуживать, ремонтировать и настраивать стрелковое оружие (АКМ, пневматическую винтовку), собирать палатку, вязать узлы, накладывать повязки на различные участки тела и т.д.;
  • владение навыками правильного вождения мотоцикла, и выхода из экстремальных ситуаций на дороге; навыками стрельбы из разных положений (лежа, сидя, стоя), навыками разборки и сборки МГАКМС (на время); навыками организации, распределения обязанностей и проведения походов различной сложности.

Информационная компетентность:

  • знания о способах поиска и обработки информации;
  • умение самостоятельно получать знания, осуществлять поиск необходимой информации с использованием разных информационных источников;
  • владение способами преобразования информации.

Социальная и гражданская компетентность:

  • знание основ культуры безопасного поведения на дорогах;
  • умение ориентироваться в автомобильных и других технических специальностях;
  • владение социальными нормами, моделями поведения в группах и сообществах.

Организаторская компетентность:

  • знание основ организации соревнований по мотоспорту, стрельбе и спортивному ориентированию;
  • умение оценивать качество выполнения упражнений в соответствии с регламентом соревнований по мотоспорту, стрельбе и спортивному ориентированию;
  • владение алгоритмом получения спортивных разрядов.

Специальные компетентности в области образовательной деятельности технического направления дополнительного образования детей:

  • знание теории технического конструирования, обслуживания мотоцикла, металлообработки, слесарного дела;
  • владение понятийным аппаратом, основными приемами обработки металла при сварочных, слесарно-механических работах.

Личностные результаты освоения программы:

  • знание правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • умение согласовывать свои действия в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • владение навыками здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты освоения программы:

  • знание способов действий в рамках предложенных условий и требований;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение навыками контроля своей деятельности в процессе достижения результата, определения и коррекции своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Особые условия проведения

Медицинская справка о допуске к занятиям.

Материально-техническая база

Помещения и учебно-тренировочные площадки:

учебный класс для проведения теоретических занятий, оборудованный школьной доской, аудио, видеоаппаратурой; помещение для ремонта и технического обслуживания мототехники; мотодром.

 

Оргтехника:

компьютер, принтер, проектор, экран, аудио система.

 

Специальное оборудование:

станки (сверлильный, заточный), компрессор, пресс ручной или гидравлический, токарно-винтозерный станок, электроинструменты, шуруповерт, сварочная аппаратура, слесарный верстак с тисками, набор слесарных инструментов.

 

Мототехника:

скутеры, мотоциклы.

 

Стрелковое оборудование:

пневматическая винтовка, пистолет пневматический, автомат Калашникова модернизированный учебный, пулеулавливатель, коврик туристический, пули для винтовки, шарики и баллоны с газом для пистолета.

 

Туристическое оборудование:

палатка, веревки альпинистские, карабины.

 

Защитное и специальное снаряжение:

шлема мотоциклетные, наколенники, защита "черепаха", лыжи горные с бортиками, веревки.

 

Медицинское оборудование:

бинты, шины, аптечка, ножницы.

 

Методическая литература, наглядные пособия, диагностические материалы:

справочная литература по психологии и педагогике, техническая специальная литература, схемы, таблицы, чертежи, наглядные пособия (комплект плакатов по оказанию медицинской помощи, комплект плакатов по ПДД, комплект плакатов по устройству, ремонту и обслуживанию мототехники).