Программа «Основные направления подготовки экскурсовода»

Программа ориентирована на личностное восприятие истории родного края (история страны – история семьи) и направлена на обучение ребенка умело показать и рассказать изученный материал с помощью основных приемов экскурсионной практики.

 

Предусмотрено участие в региональных и городских конкурсах.

В программе уделено внимание посещению музеев города и местных архивов.

 

Актуальность программы вызвана возрастанием роли дополнительного образования, музейной педагогики, усиления внимания к истории родного края, города. В ходе реализации программы воспитанники активно участвуют в экскурсионной, исследовательской, туристической деятельности.

 

В последнее время прослеживается тенденция к снижению общего уровня культуры нашего общества. Задача сохранить в душах детей уважение к истории своей семьи, страны и малой Родины стоит на первых планах обучения в образовательных учреждениях.

 

На это направлена основная работа школьных экскурсоводов, чья работа должна быть выстроена грамотно, целенаправленно и интересно.

Методика получения навыков учебно-исследовательской работы, развития умений и навыков публичных выступлений, этика общения с группами людей разных возрастов поможет ребятам с определением будущей профессии и адаптации в жизни.

 

Новизна программы основывается на тщательном отборе исторических документов, учитывает особенности развития края, передает информацию, добытую самими обучающими на основе документальных свидетельств, поисковой и научно-исследовательской работы.

Педагоги

Гачко Марина Васильевна, педагог дополнительного образования, магистрант 3-го курса НГПУ («Педагогическое образование», ИИГСО).

 

Курсы повышения квалификации:

- по теме «Основы музееведения и музейной педагогики» в объеме 72 часа, ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, 2011;

- по дополнительной профессиональной образовательной программе «Содержание и методика краеведения в современной школе» в объеме 72 часов, МКОУ ДОВ «ГЦРО», 2015;

- по программе «Использование средств презентации и подготовка печатных материалов» в объеме 24 часов, МКОУ ДОВ «ГЦ информатизации «Эгида», 2015.

 

Профессиональные достижения педагога и учеников:

- 2 место в региональном конкурсе «Мир на ладони», 2016;

- 2 место в городском конкурсе «Мой родственник – герой», 2018;

- победитель в конкурсе VIII Тихомировских чтений, секция «Моя семья в летописи страны», 2018.

 

Публикации в газете «Интерактивное образование», «Планета Виктория», сборнике X и XI Межрегиональной НПК (МИРОНО, 2014, 2015), сборнике VI и VII Всероссийской студенческой НПК «Молодежь XXI века: образование, наука, инновации» (НГПУ, 2017, 2018).

Содержание программы

Первый год:

1. Введение в программу 1,5 ч.

2. Обзорная экскурсия по школьному музею 1,5 ч.

3. Родной край в истории России 3,0 ч.

4. Правила проведения интервью, анкетирование 3,0 ч.

5. Административно-территориальное деление Сибири, Новосибирской области, города 3,0 ч.

6. Методика подготовки виртуальной экскурсии 3,0 ч.

7. Мой город Новосибирск 9,0 ч.

8. Методика создания презентации 1,5 ч.

9. Зачет по итогам I-го полугодия 1,5 ч.

10. История возникновения Левобережья г. Новосибирска 4,5 ч.

11. Мой жилмассив – моя малая Родина 3,0 ч.

12. Основы экскурсионной деятельности в школьном музее 10,5 ч.

13. Методика проведения виртуальной экскурсии 6,0 ч.

14. Зачет по итогам II-го полугодия 1,5 ч.

15. Годовое итоговое занятие 1,5 ч.

Итого: 54,0 ч.

 

Второй год:

1. Введение в программу 1,5 ч.

2. Семья. Традиции, реликвии 6,0 ч.

3. Методика организации, оформление и проведение выставки в музее 3,0 ч.

4. Методика проведения экскурсии 4,5 ч.

5. Особенности работы с генеалогическими источниками. 6,0 ч.

6. Подготовка к научно-практической конференции «Тихомировские чтения» 1,5 ч.

7. Основы информационной и коммуникативной культуры 3,0 ч.

8. Зачет по итогам I-го полугодия 1,5 ч.

9. Генеалогические источники 9,0 ч.

10. Поисковая деятельность школьного музея 4,5 ч.

11. Исследовательская деятельность учащихся 4,5 ч.

12. Виды и типы экскурсий. 6,0 ч.

13. Зачет 1,5 ч.

14. Итоговое занятие 1,5 ч.

Итого: 54,0 ч.

Цели программы

Цель – подготовка экскурсоводов из числа обучающихся школы для проведения экскурсий по родному краю, городу и школьному музею.

 

Задачи:

Образовательные:

- привитие музейной культуры учащимся средствами экскурсионной работы;

- развитие поисковых, исследовательских, коммуникативных умений и навыков школьников;

- привлечение учащихся к изучению историю страны, города, малой родины через изучение истории семьи.

 

Личностные:

- развитие у учащихся навыков самостоятельности при поисковой и исследовательской работе;

- сохранение исторической памяти семьи, укрепление семейных связей;

- расширение кругозора и эрудированности.

- воспитание патриотических чувств, люби к своей малой родине.

 

Метапредметные:

- освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельное планирование и осуществление учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

- осознание свей причастности к истории страны.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся должны:

- познакомиться и усвоить основы экскурсоведения, овладеть теоретическими и практическими навыками экскурсовода.

- узнать историю своей семьи, города и родного края.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- осознание значимости изучения краеведения для личного развития;

- творческие способности;

- владение риторикой;

- интерес и уважение к прошлому.

Особые условия проведения

Платным является посещение музеев города.

Материально-техническая база

Мультимедийный проектор, экран, компьютер, принтер.

Видеофильмы, компьютерные учебные программы.

Репродукции, фотографии.

Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты).