Программа ансамбля ложкарей «Забавушка»

На ложках играть – душу раскрывать.

Русская народная поговорка.

 

Новизна данной программы заключается в возрождении искусства игры на деревянных ложках и патриотическом воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее и оттого, что мы заложим в их души, зависит будущее России. Зная истоки и корни своего народа, ребёнок через приобщение к музыкальному искусству, несомненно, вырастет патриотом своей Родины, владеющим древним народным искусством, искусством игры на шумовых инструментах. Деревянные ложки прежде и теперь самый простой, самый колоритный и распространённый инструмент русского народа – это бесспорный факт.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что при необычайно высоком техническом прогрессе общества ощущается недостаток внимания к изучению своих национальных «корней», истоков русского народного музыкального творчества, такого как ложки. 

 

Педагогическая целесообразность  заключается в важности системы обучения, в процессе которого учащиеся глубже узнают историю русской культуры. Создаются условия для того, чтобы приобретая определённые навыки и умения игры на ложках, учащиеся в дальнейшем могли использовать полученные знания: участвуя в любительских и самодеятельных ансамблях,впоследствии, становились пропагандистами, продолжателями этого вида народного искусства.

Педагоги

Суслина Галина Алексеевна, педагог дополнительного образования, соответствие занимаемой должности.

Педагог имеет различные достижения и независимую оценку результатов своей педагогической деятельности: дипломы, грамоты, благодарственные письма, а также положительные отзывы о выступлениях обучающихся.

 

Галина Алексеевна большое внимание в работе с детьми уделяет приобщению воспитанников к ценностям русской традиционной народной культуре. Она проводит множество народных праздников: «Осенины», «Праздник урожая», «Встреча Нового года», «Солнцеворот», «Рождественские сувениры», «Масленица», «Встреча Весны» и т.д. Разрабатывает сценарии этих праздников, совместно с концертмейстером готовит музыкальный материал для праздников. Активное участие в подготовке и проведении праздников принимают не только воспитанники, но и родители.

 

Обучающиеся показывают хорошие результаты в городских, областных, всероссийских и международных конкурсах.

В 2016 году ансамбль «Жаворонушки», которым руководила Галина Алексеевна, стал Лауреатом городского конкурса «Первоцвет», Лауреатом международного конкурса «Сибирь зажигает звёзды» и международного конкурса для детей и педагогов "Интербриг".

 

Галина Алексеевна чуткий, внимательный педагог, пользуется уважением воспитанников, родителей и педагогического коллектива ШТРК "Ясница".

Расписание

Вторник:                    Четверг:                                                                                    1.с 11.00 - 12.00         1.с 11.00 - 12.00

2.с 12.00 - 13.00         2.с 12.00 - 13.00

3.с 13.00 - 14.00         3.с 13.00 - 14.00

 

 

Суббота:

С 11.00 - 14.00

Содержание программы

Два года обучения (6,5-12 лет) – 72 часа, 2 раза в неделю, 36 недель.

1. Вводные занятия – 2 ч.

2. История исполнительства на ложках – 1 ч.

3. Работа над песенным материалом – 4 ч.

4. Изучение способов игры на 2-х ложках- 14 ч.

5. Исполнение сказок с элементами хореографии – 4 ч.

6. Музыкальные и общеразвивающие игры – 1 ч.

7. Особенности приёмов игры на ложках – 2 ч.

8. Знакомство с русскими народными инструментами – 1 ч.

9. Отработка различных приёмов игры −14 ч.

10. Знакомство с музыкальной грамотой – 1 ч.

11. Пунктирный ритм – 14 ч.

12. Сочетание различных приёмов игры на ложках и других шумовых инструментах −11 ч.

Концертная деятельность. Отчётный концерт −1 ч.

 

 

Для реализации данной программы используются различные образовательные технологии, используемые педагогами в практической профессиональной деятельности.

 

Методы работы по программе включают в себя: игровые, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемно-поисковые, просмотр видео-уроков с последующим воспроизведением необходимых приёмов и др.

Цели программы

Цель: Создание условий для приобщения детей к нравственным и эстетическим ценностям традиционной русской народной культуры, что не противоречит постулатам национального проекта "Образование".

 

Реализации поставленной цели будут способствовать ЗАДАЧИ:

 

Образовательные:

- познакомить с русскими народными шумовыми инструментами, сформировать представление об использовании их как музыкальных инструментов,

- обучить музыкальной грамоте,

- способствовать приобретению определённых знаний, умений и навыков,

- помочь в изучении и освоении приёмов игры на ложках,

- формировать навыки самостоятельной работы (работы дома),

- развивать мотивацию к определённому виду деятельности (игре на ложках).

 

Развивающие:

- развивать различные личностные качества (самостоятельность, ответственность, активность),

- развивать творческие музыкальные способности, качества, позволяющие уважать и принимать духовные и культурные ценности русского народа,

- развивать коммуникативные умения.

 

Воспитательные:

- воспитывать эстетический вкус на лучших образцах русской народной музыки и произведениях классиков,

- формировать общественно-активную личность,

- формировать культуру общения и поведения в социуме,

- формировать умение самостоятельно воспринимать и оценивать народные музыкальные культурные ценности,

- воспитывать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности,

- формировать нравственные человеческие качества на основе традиций русской народной культуры: человеколюбия, честности, уважения к старшим, бережного отношения к традициям родного края.

Результат программы

Личностные результаты:

- овладение эстетическим вкусом, сформированным на лучших образцах русской народной музыки и произведениях классиков,

- сформированность статуса общественно-активной личности,

- владение культурой общения и поведения в социуме,

- умение воспринимать и оценивать ценности народной музыкальной культуры,

- эмоционально-нравственная отзывчивость,

- человеколюбие, честность уважение к старшим,

бережное отношение к традициям родного края.

 

Метапредметные результаты:

- умение двигаться, «играЯ» на ложках, в соответствии с характером музыки,

- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей,

- определение своих действий, согласно инструкций,

- применение своих знаний, умений и навыков в практической деятельности,

- способность к коммуникации.

 

Предметные результаты:

- изучение русских народных шумовых инструментов, использование их как музыкальных инструментов,

- овладение музыкальной грамотой,

- освоение приёмов игры на ложках и других шумовых инструментах,

- сформированность навыков самостоятельной работы (работы дома).

Особые условия проведения

 

 Особых условий при приёме обучающихся не предъявляется.

Материально-техническая база

- хорошо освещённое, просторное, проветриваемое, отапливаемое помещение,

- скамейки,

- аппаратура (колонка, записи фонограмм, видеокамера для записи выступлений ансамбля),

- музыкальные инструменты (ложки, бубен, трещётки, бубенцы и др.).