Программа «Родная сторона»

Программа «Родная сторона» ориентирована на удовлетворение потребностей учащихся в художественном творчестве, на развитие первичных представлений о традиционных ремёслах и быте Новосибирской области, направлена на овладение школьниками начальных прикладных навыков художественно-творческой деятельности. В процессе реализации программы создаются педагогические условий для обучения детей декоративно-прикладному искусству в контексте народных традиций Сибири, в частности Новосибирской области.

 

Актуальность программы обусловлена потребностями учащихся в познании быта и культуры предков, народных традиций, их сохранению через декоративно-прикладное творчество, как одной из основ патриотического воспитания гражданина России.

 

Развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства имеет для младших школьников большое значение. Оно помогает становлению личности, осознанию собственных возможностей, учит ставить цель и добиваться её выполнения, способствует повышению уровня самооценки и, следовательно, формирует положительное отношение к жизни.

 

Программный материал мотивирует учащихся к занятиям декоративно – прикладным творчеством, к знакомству с различными художественными материалами, в игровой форме – к изучению истории и культуры родного края, показывает возможности трансформации старинных промыслов в современные виды ДПТ.

 

Данная программа является авторской. Структурно-содержательная модель программы разработана на основе результатов самостоятельно проведенной поисково-исследовательской деятельности, анализа научно-методических материалов этнографических экспедиций и региональных музеев, где представлены культурно-исторические традиции, быт и ремёсла переселенцев Западной Сибири.

Педагоги

Гукина Оксана Валерьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 16 лет.

Уровень образования: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2004 г.

 

Повышение квалификации: ГАОУ ДПО НСО «НИПКиПРО» «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования», 108 ч, 2018 г.

Содержание программы

Введение в образовательную программу. - 14 ч.
Блок-модуль "Сказка своими руками". - 16 ч.
Блок-модуль "Хоровод красок". - 12 ч.
Блок-модуль "Чудеса на ладошках. Лепка". - 22 ч.
Блок-модуль "Бисерные россыпи". - 40 ч.
Блок-модуль «Прабабушкины куклы». - 18 ч.
Блок-модуль "Кладовая радости" - 28 ч.

Цели программы

Цель: развитие готовности учащихся к творческой самореализации посредством освоения традиционных художественных ремёсел народов Западной Сибири и современных видов декоративно-прикладного искусства.

 

Задачи программы:

Обучающие задачи:

- расширение, углубление и систематизация знаний об истории и многообразии традиционных художественных ремёсел народов Западной Сибири и современных видов декоративно-прикладного искусства;

- освоение приёмов и техник традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства;

- формирование навыков самостоятельной творческой деятельности, направленной на осознанное освоение и применение художественного языка декоративно-прикладного искусства;

 

Развивающие задачи.

- развитие положительной мотивации к занятиям декоративно – прикладным творчеством;

- развитие познавательного интереса учащихся к региональным художественным ремёслам и современным видам декоративно-прикладного искусства;

- развитие навыков созидательной коллективно-творческой деятельности;

- развитие творческого воображения и художественно-эстетического вкуса.

 

Воспитательные задачи:

- воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

- воспитание трудолюбия и ответственного отношения к решению творческих задач;

- воспитание ценностного отношения к культурно-историческому наследию родного края;

- формирование у учащихся эстетических идеалов, представлений и привычек нравственного поведения.

Результат программы

Предметные:

 

Знает:

- правила поведения на занятии и организации рабочего места;

- понятийный аппарат;

- приёмы работы инструментом, в том числе режущим и колющим, правила техники безопасности при работе с ним;

- свойства различных материалов и технологические приёмы работы с ним;

- основные законы цветоведения;

 

Умеет:

- организовать своё рабочее место;

- правильно использовать инструмент в соответствии с его назначением и соблюдать правила ТБ;

- работать с различными материалами, учитывая их свойства;

 

Метапредметные:

- овладение способностью планировать цели и задачи своей учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- излагать своё мнение и отстаивать свою точку зрения в оценке событий;

- умение работать в команде;

 

Личностные:

- овладение начальными навыками адаптации в социальном пространстве,

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

- формирование уважительного отношения к иному мнению;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.

Особые условия проведения

Адресатами программы являются дети в возрасте от 7 до 8 лет.

Материально-техническая база

Информационно-методическая база ДООП «Родная сторона» состоит из следующих методических и дидактических материалов:

 

- учебные видеофильмы, виртуальные экскурсии, презентации по краеведению и названной тематике;

- литературные источники и фотоматериалы по истории Сибири и Искитимского района;

- видеозаписи традиционных народных танцев, хороводов, обрядов и праздников;

- видеоматериалы, альбомы по традиционному убранству русской избы, бытованию отдельных предметов, сопровождавших каждодневную жизнь человека;

- тематические папки с образцами, фотографиями, схемами, раздаточным материалом по вышивке, бисероплетению, ткачеству, текстильной кукле, лепке;

- тематические папки по традиционным видам народной росписи, в том числе урало-сибирской росписи;

- тематические папки по народному костюму и традиционным праздникам;

- методические разработки по изготовлению шитой народной игрушки, традиционного костюма, ткачеству поясов;

- методические разработки по организации и проведению традиционных праздников (свадьба, Святки, Масленица, Сороки, Пасха, Красная Горка, Троица).

Видео

[ "", "", "" ]