Программа «Вторая жизнь вещей»

Главная целевая установка при разработке программы «Вторая жизнь вещей» – это формирование у детей и молодежи нового образа мышления, когда бытовые отходы рассматриваются не как нечто, не представляющее никакой ценности, а как средство, сырье для получения новых продуктов.

 

Отличительные особенности программы – программа построена на основе примерных программ внеурочной деятельности.

Новизной программы является то, что дети в процессе обучения могут самостоятельно придумывать и воплощать любые работы, в разных техниках по своим эскизам. Данная программа не только знакомит с экологическими проблемами современности, но и предлагает один из путей пусть небольшого, но сокращения отходов. В работе с обучающимися в качестве сырья используется макулатура, полимерные отходы упаковки кондитерских изделий и цветочной продукции, отходы текстиля и другие «бросовые» материалы, такая работа позволяет ребятам, предварительно получив определенные сведения в композиции и дизайна, наиболее полно раскрыть свои творческие способности, проявить фантазию и изобретательность.

 

Актуальность программы«Вторая жизнь вещей» заключается в том, что работа по выполнению изделий содержит в себе творческое начало, развивает художественное творчество, поэтому следует избегать механического копирования образцов. Изделия должны быть оригинальными, нестандартными, выражать.

 

Помимо этого, актуальность программы «Вторая жизнь вещей» при обучении детей предусматривает тесные внутрипредметные и межпредметные связи. К числу наиболее актуальных проблем относится: тренируется память, внимание, развиваются мелкие мышцы рук, глазомер, образное и пространственное мышление, творческие способности, а также формируются некоторые трудовые умения. Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей.

Педагоги

Мильхина Людмила Петровна – педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 12 лет

Уровень образования: среднее профессиональное

 

Повышение квалификации: 2016 г, НИПКиПРО, Психолого – педагогическая компетентность инструктора детско – юношеского туризма.
2018-2019 г. НИПКиПРО, Урок как показатель профессионального мастерства учителя.

Содержание программы

Программа «Вторая жизнь вещей» предусматривает 144 учебных часов, запланированных на весь период обучения необходимых для освоения программы. Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 2 академических часа между ними перерыв 10 минут в каждой группе.

Также осуществляются внеплановые экскурсии с целью сбора материала для изготовления изделий.

 

Введение:

  1. Вводный инструктаж по технике безопасности.Экскурсия. - 8 ч.
  2. Полимерные материалы. Вторая жизнь термопластов. - 20 ч.
  3. Капрон Использование старых чулок. - 20 ч.
  4. Кожа. На что годятся старые кожаные вещи. - 20 ч.
  5. Текстиль Обувь, рукавички. - 20 ч.
  6. Стекло. Как работать со стеклом. - 20 ч.
  7. Металлы. Как работать с жестью. - 12 ч.
  8. Понемногу о многом. - 24 ч.

Цели программы

Цель:развитие творческого и интеллектуального потенциала детей и подростков в процессе переработки вторичного сырья, создание возможностей для развития и проявления себя как творческой личности, умеющей использовать полученные знания и умения в новых жизненных ситуациях.

 

Задачи:

 

Образовательные:

 

  • формирование у обучающихся определенных теоретических представлений об экологических проблемах современности и возможных путях их решения. Создание условий для формирования практических умений и навыков в области трудовой и природоохранной деятельности;
  • развитие познавательного интереса обучающихся, включая их в деятельность по освоению техники вышивки.
  • обучение безопасным приемам труда и навыкам рационального использования вторичного сырья.

 

Развивающие:

 

  • развитие познавательных интересов, творческих способностей, коммуникативных умений, эстетического вкуса, художественного мышления у обучающихся в процессе различных видов деятельности;
  • развитие внимания, пространственного воображения, глазомера, смекалки, мелкую моторику рук через овладение многообразными операциями при работе с бумагой и другими материалами.

 

Воспитательные:

 

  • формирование у ребенка таких качеств как: вкус, чувство меры, творчество, способность видеть и воспринимать прекрасное, желание и умение вносить красоту в быт, прилежание тщательности в работе; воспитание и любовь к своей стране, ее культуре и традициям;
  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
  • практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
  • формирование ценностного отношения к окружающей среде, к труду других людей.

 

Мотивационные:

 

  • создание комфортной обстановки, атмосферы доброжелательности и сотрудничества, включая обучающихся в активную деятельность в практическую деятельность.

 

Эстетические:

 

  • воспитание аккуратности, опрятности, культуры поведения, умение ценить красоту художественного изделия.

 

Практические:

 

  • создание условий для овладения различными видами вышивки;
  • формирование умения создавать декоративные тематические композиции.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

 

- основные экологические проблемы современности,

- способы и пути преобразования материалов,

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

 

- применять полученные знания при выполнении различных изделий,

- применять полученную информацию и преобразовывать материалы бросовые в новые, необходимые изделия, которые будут радовать окружающих,

- использовать навыки дружеского сотрудничества, соблюдать культуру труда,

- использовать безопасные приёмы работы с инструментами и материалами.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ

 

У обучающихся будут сформированы:

· положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к изучению свойств используемого материала;

· уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям;

· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию природного материала;

· эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ

 

Обучающиеся научатся:

 

· правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями учителя);

· соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, краска, пластилин, солёное тесто);

· различать виды материалов;

· определять детали и конструкции (деталь – составная часть конструкции), различать однодетальные и многодетальные конструкции;

· устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из изученных материалов;

· называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, разрезывание, сгибание, сборка, процарапывание, вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т. д.);

· использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);

· понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка объёмного изделия;

· понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;

· называть телефоны экстренных вызовов служб спасения;

· правильно работать ручными инструментами под контролем учителя ( ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;

· различать материалы и инструменты по их назначению;

· выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью клея),

· эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по шаблону, по линии сгиба, по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на глаз и от руки);

· выполнять комбинированные работы из разных материалов;

· экономно использовать материалы при изготовлении поделок.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

 

Регулятивные

 

Обучающиеся научатся:

 

· понимать цель выполняемых действий,

· понимать важность планирования работы;

· с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;

· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью или образцом;

· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

· анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать практическую творческую задачу, используя известные средства;

· осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности.

 

Познавательные

 

Обучающиеся научатся:

 

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

·различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, способы соединения деталей;

·характеризовать материалы по их свойствам;

·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

·анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.

 

Коммуникативные

 

Обучающиеся научатся:

 

·быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

·договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

·строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). 

Особые условия проведения

В объединение учащиеся принимаются по желанию без каких-либо ограничений.

Материально-техническая база

Учебное помещение, соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41.

При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.

 

Материально-техническое обеспечение

 

Для реализации программы «Вторая жизнь вещей» помещение соответствует следующим характеристикам:

- Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами.

- стенды для выставок детских работ, образцов бумаги ручного изготовления и изделий из нее,

- доска,

- специальное оборудование: поролоновые губки, фигурные ножницы, формочки для теста; небольшие куски ДСП, используемые в качестве пресса;

- использованные открытки, офисная бумага; влаговпитывающие материалы: старые газеты, фланель, хозяйственные салфетки и т.д.,

- клей, ножницы, кисточки, ручки, линейки, ластики, карандаши, материалы для декорирования бумаги (засушенные растения, нитки, конфетти, фольга, тесьма, шнуры, сетка, лента шёлковая, бросовый материал),

- в качестве дополнительного оборудования могут использоваться компьютер, для проведения релаксации и просмотра презентаций и иллюстраций по экологической тематике.

- для безопасного проведения занятий помещение оборудовано огнетушителем. На стене помещаются памятки "Правила безопасного поведения в мастерской".

 

Информационное обеспечение:

 

- аудио-, видео-, фото-, интернет источники.

Видео

[ "" ]