Программа «Умелые руки»

На занятиях по программе обучающиеся знакомятся с различными профессиями, связанными с деятельностью декоративно-прикладного искусства: столяра, маляра, краснодеревщика и других.

 

Программа способствует формированию у детей знаний, умений и навыков применения таких инструментов, как рубанок, электрорубанок, электролобзик, электровыжигатель, электрошуруповёрт, электродрель, верстак, молоток, киянки, кусачки, пассатижи, отвертки, стамески, напильники, надфили, ножовка, деревообрабатывающие станки.

 

В результате реализации программы дети научатся изготавливать простейшие изделия из древесины по чертежам, эскизам, техническим рисункам. Программа позволит овладеть учащимся способами художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка лаками и красками).

Педагоги

Петухов Владимир Иванович, учитель профессионально-трудового обучения высшей квалификационной категории.

Стаж работы: 18 лет.

Образование: высшее, окончил Новосибирский государственный педагогический университет.

Содержание программы

  1. Столярная подготовка материала для работ по дереву - 4 часа.
  2. Выпиливание лобзиком - 12 часов.
  3. Художественное выжигание - 12 часов.
  4. Отделка древесины лакокрасочными материалами - 6 часов.
  5. Выполнение творческих проектов - 20 часов.
  6. Выполнение авторского творческого проекта - 14 часов.

    Итого: 68 часов.

Цели программы

Цель:

Способствовать формированию у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности.

Образовательные задачи:
- формировать систему знаний по различным видам декоративно прикладного творчества;
- закреплять и расширять знания и умения, полученные на уроках технологии, способствовать их систематизации;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.


Воспитательные задачи:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
- формировать осознанное отношение к труду;
- воспитывать у обучающихся потребность к творческой деятельности.


Развивающие задачи:
- развивать эстетический вкус, фантазию, творческие способности;
- развивать пространственное воображение, внимание, память, наблюдательность;
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать развитию творческой индивидуальности.

Результат программы

В результате обучения по программе обучающиеся будут знать:

  • исторические сведения по художественной обработке материалов;
  • разновидности декоративно-прикладного искусства;
  • основы столярной (ручной и механической) подготовки древесины к работе;
  • применение древесины в народном хозяйстве;
  • строение древесины, основные ее свойства, виды пороков древесины;
  • иметь понятия о техническом рисунке, чертеже и эскизе и читать их;
  • назначение, устройство и принцип действия различных инструментов;
  • правила организации рабочего места;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении различных работ;
  • способы художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка лаками и красками.

 

В результате обучения по программе обучающиеся будут уметь:

  • рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении работ;
  • выполнять основные операции по обработке древесины ручными и электрическими инструментами;
  • изготавливать простейшие изделия из древесины по чертежам, эскизам, техническим рисункам;
  • осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
  • владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины;
  • выполнять основные операции на сверлильном станке;
  • уметь соединять детали на шипах и клею
  • Личностные результаты:

    определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
    в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
    Метапредметные результаты:

    Регулятивные УДД:

    определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
    проговаривать последовательность действий;
    учиться высказывать свое предположение (версию);
    учиться работать по предложенному педагогом плану;
    учиться отличать верно выполненное изделие от неверного;
    учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
    Познавательные УДД:

    ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
    учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
    учиться овладевать измерительными инструментами.
    Коммуникативные УДД:

    учиться выражать свои мысли;
    учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
    овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
    Предметными результатами являются формирование следующих умений:

    название и назначение материалов – бумага;
    название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея;
    правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
    правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
    соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
    анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
    экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея.

Особые условия проведения

На программу приглашаются все желающие.

Материально-техническая база

  • Школьная учебная мастерская, соответствующая требованиям СанПиН.
  • Слесарные и столярные верстаки.
  • Слесарное и столярное оборудование.
  • Пиломатериал.
  • Соединительный и крепёжный материал.
  •  Учебно-методическая литература:

1. Бабурова Г.А. Резчикам по дереву. Альбом орнаментов. Выпуск 6. – М.: «Народное творчество», 2003. – 40 с.

2. Буравлев В. Альбом чертежей и рисунков для выпиливания и выжигания для среднего и старшего школьного возраста. – М.: Детгиз, 1983. – 19 с.

3. Выжигание по дереву / С. Ю. Расщупкина. – М.: РИПОЛ классик, 2011. – 192 с.: ил. – (Поделки – самоделки).