Программа «Моделирование»

Программа «Техническое моделирование» дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), физика, химия.

 

Программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.

 

В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, технологические карты, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.

 


Посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге происходит развитие коммуникативной компетентности и рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ.

 


Все образовательные блоки программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умений пользоваться разнообразными инструментами, оборудованием, приспособлениями, а так же умений воплощать свои фантазии и  выражать свои мысли. 

Педагоги

Петухов Владимир Иванович, учитель профессионально-трудового обучения высшей квалификационной категории.

Стаж работы: 18 лет.

Образование: высшее, окончил Новосибирский государственный педагогический университет.

Содержание программы


1. Вводное занятие - 1 час.
2.Материалы и инструменты - 1 час.
3.Графическая грамота - 2 часа.
4.Технические и технологические понятия - 6 часов.
5.Конструирование из плоских деталей - 12 часов.
6.Конструирование объемных моделей, предметов - 20 часов.
7.Техническое моделирование - 18 часов.
8.Технические игры и аттракционы - 6 часов.
9. Заключительная часть - 2 часа.

Итого: 68 часов.

Цели программы

Цель:

Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области технического творчества и моделирования.

Образовательные задачи:

  1. Расширить представления о технике и техническом творчестве.
  2. Развивать навыки работы учащихся с различными материалами и различными инструментами с использованием различных технологий.

Развивающие задачи:

  1. Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению.
  2. Развитие природных задатков и способностей, помогающих достижению успеха.

Воспитательные задачи:

  1. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
  2. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, инициативность, творческие способности.

 

 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • о традиционных и современных материалах для технического творчества;
  • историею происхождения материала и его современные виды и области применения;
  • новые технологические приемы обработки различных материалов;
  • как использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • новые инструменты для обработки материалов или новые функции уже известных инструментов;
  • навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.

В процессе реализации программы будет сформированы система универсальных учебных действий.

Личностные универсальные учебные действия:


У учащихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа для занятий техническим творчеством и моделированием, включающих социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам технического творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности творческой деятельности.


Учащиеся получат возможность для формирования:
- внутренней позиции учащегося на уровне понимания необходимости технической творческой деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности творческой деятельности.


Регулятивные универсальные учебные действия:


Учащиеся научатся:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.


Учащиеся получат возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия:


Учащиеся будут уметь:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера.


Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

 

Познавательные универсальные учебные действия:


Учащиеся будут уметь:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения технической задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • воображение,
  • образное мышление,
  • интеллект, фантазию,
  • техническое мышление,
  • конструкторские способности,
  • познавательные интересы;
  • трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни.

Особые условия проведения

 По программе могут заниматься все желающие.

Материально-техническая база

  1. Школьная учебная мастерская, соответствующая требованиям СанПиН.
  2. Верстак столярный.
  3. Сверлильный станок.
  4. Слесарные и столярные инструменты.
  5. Пиломатериал.
  6. Крепёжные и соединительные материалы.
  7. Учебно-методическая литература:
  • Технология. Индустриальные технологии: 5класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ А.Т.Тищенко, В.Д.Симоненко.-М.:Винтана-Граф, 2012.-192с.: ил.
  • Журналы " Моделист –конструктор"
  • Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить.-М., 1990.
  • Федотов Г.Я. Дарите людям красоту. Из практики народных художественных ремесел. М., 1995.