Программа «Биомир»

Данная программа учитывает современные подходы в обучении и воспитании личности, дает возможность изучить живые организмы, приобрести практические навыки работы с различным лабораторным оборудованием, самостоятельно выполнять творческую работу, работать с различными информационными источниками, анализировать и делать выводы из полученной информации.

 

Занятия представляют широкие возможности для профессиональной ориентации детей. Работа на занятиях является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории возникновения и развития науки ботаники, зоологии, анатомии, воспитание бережного отношения к ресурсам животного и растительного мира.

 

В отличие от существующих программ, значительное количество часов уделено проектной и исследовательской деятельности, практической работе и наблюдениям, что способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, самопознанию и самореализации через творческое развитие. Большое внимание уделяется значению растений и животных в жизни человека, их защите, охране.

Педагоги

Дальчанина Татьяна Мейнгардовна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Образование высшее. Педагогический стаж 8 лет.

Содержание программы

Учебный план:

  • Раздел 1 Биоразнообразие природы. Образцы жизни 2 часа
  • Раздел 2 Зеленый мир 14 часов
  • Раздел 3 Животный мир 18 часов
  • Раздел 4 Организм человека и окружающая среда 18 часов
  • Раздел 5 Микромир 14 часов
  • Раздел 6 Итоги 4 часа

Цели программы

Познакомить учащихся с многообразием мира и явлений живой природы, выявить наиболее способных к творчеству учащихся и развить у них познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности и интерес к биологии.

 

Задачи:

Предметные:

  • Сформировать у детей целостное представление о живой природе, о единстве и многообразии мира.
  • Создавать условия для приобретения специальных знаний и умений в области научной деятельности: овладения навыками исследований, экспериментальной обработки и анализа материала.

 

Метапредметные:

  • Развивать качества, необходимые для продуктивной учебно-исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализ и синтез ситуаций, коммуникативные качества, критическое отношение к полученным результатам.
  • Формировать у учащихся психологическую готовность к восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности;
  • Развивать мотивацию личности ребенка к саморазвитию и самореализации.

 

Личностные:

  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, отношение к природе как к общечеловеческой ценности.
  • Формировать ответственное отношения к работе в группе, ведению исследовательской и проектной деятельности.
  • Воспитывать коммуникативные навыки, умения адекватно вести себя в стрессовой ситуации.

Результат программы

В результате освоения программного материала 1 года обучения учащиеся объединения «Биомир» будут

знать:

  • Основные вещества, из которых состоят царства живых организмов
  • расширенно и углубленно наиболее распространенные виды грибов, растений и животных;
  • об увеличительных приборах до электронного микроскопа;
  • о значении изученных организмов в природе и жизни человека;
  • об истории развития микробиологии;
  • номенклатуру растений и животных, их биологические особенности;
  • о значении живых организмов в природе и жизни человека;
  • законы об охране природы;
  • методы биологического исследования и проектирования.
  • многообразие живого мира, строение организмов, о единстве взаимосвязи строения и функции;
  • роль живых организмов в природе и жизни человека.

 

Будут уметь:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • вести простейшие наблюдения;
  • выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию;
  • проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
  • проводить опыты и исследовательские эксперименты в домашних условиях;
  • вести библиографический поиск;
  • освоить несложные методики и выполнить практическую часть учебно-исследовательской работы.

 

Приобретут следующие личностные качества:

  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
  • формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
  • развитие способности строить индивидуальную траекторию образования.

Особые условия проведения

Без ограничений

Материально-техническая база

Кабинет биологии, микроскопы (1-2 шт.), фотоаппарат, бинокль, видеокамера, проектор, компьютер, сканер, принтер, записывающий CD-ROM.

Другое оборудование требуется в зависимости от конкретных исследовательских задач и направлений работы учебных групп:

Естественные

Неживые:

  • коллекция насекомых;
  • коллекция семян;
  •  гербарии растений;
  • чучела птиц;

Живые:

  • растения комнатные;

Искусственные:

  • динамические (диапозитивы);
  • статические (рисунки).
  • лупы;
  • лабораторная посуда;
  • реактивы.

 

Раздаточный материал:

  • наборы открыток, картинок;
  • биологические игры.