Программа «Биомир»

Данная программа учитывает современные подходы в обучении и воспитании личности, дает возможность изучить живые организмы, приобрести практические навыки работы с различным лабораторным оборудованием, самостоятельно выполнять творческую работу, работать с различными информационными источниками, анализировать и делать выводы из полученной информации.

 

Занятия представляют широкие возможности для профессиональной ориентации детей. Работа на занятиях является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории возникновения и развития науки ботаники, зоологии, анатомии, воспитание бережного отношения к ресурсам животного и растительного мира.

 

В отличие от существующих программ, значительное количество часов уделено проектной и исследовательской деятельности, практической работе и наблюдениям, что способствует формированию активной жизненной позиции учащихся, самопознанию и самореализации через творческое развитие. Большое внимание уделяется значению растений и животных в жизни человека, их защите, охране

Педагоги

Дальчанина Татьяна Мейнгардовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование высшее. Педагогический стаж 26 лет.

Еланцев Николай Викторович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование высшее. Педагогический стаж 15 лет.

Петровская Евгения Александровна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Образование высшее. Педагогический стаж 8 лет.

Содержание программы

Учебный план 1 года обучения:

  • Раздел 1 Биоразнообразие природы. Образцы жизни 2 часа
  • Раздел 2 Зеленый мир 14 часов
  • Раздел 3 Животный мир 18 часов
  • Раздел 4 Организм человека и окружающая среда 18 часов
  • Раздел 5 Микромир 14 часов
  • Раздел 6 Итоги 4 часа

Учебный план 2 года обучения:

  • Вводное занятие - 2 часа
  • Биологическая лаборатория - 2 часа
  • Зеленый мир - 14 часов
  • Животный мир - 18 часов
  • Мир человека - 18 часов
  • Природа под микроскопом - 14 часов
  • Явления в природе - 2 часа
  • Итоги - 2 часа

Цели программы

Развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей и интереса к биологии через знакомство с многообразием мира и явлениями живой природы.

 

Задачи:

Личностные:

  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому, любовь к природе, отношение к природе как к общечеловеческой ценности.
  • Формировать ответственное отношения к работе в группе, ведению исследовательской и проектной деятельности.
  • Воспитывать коммуникативные навыки, умения адекватно вести себя в стрессовой ситуации.

 

Предметные:

  • Формировать у детей целостное представление о живой природе, о единстве и многообразии мира.
  • Создавать условия для приобретения специальных знаний и умений в области научной деятельности: овладения навыками исследований, экспериментальной обработки и анализа материала.

 

Метапредметные:

  • Развивать качества, необходимые для продуктивной учебно-исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализ и синтез ситуаций, коммуникативные качества, критическое отношение к полученным результатам.
  • Формировать у учащихся психологическую готовность к восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности;
  • Развивать мотивацию личности ребенка к саморазвитию и самореализации

 

Результат программы

Планируемые результаты

1 года обучения

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного материала:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

  • использование справочной и дополнительной литературы;
  • владение цитированием и различными видами комментариев;
  • использование различных видов наблюдения;
  • качественное и количественное описание изучаемого объекта;
  • проведение эксперимента;
  • использование разных видов моделирования.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения программы:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов;
  • приводить примеры знакомых культурных растений;
  • характеризовать свойства живых организмов, сравнивать их;
  • анализировать стадии развития растительных и животных организмов;
  • формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма;
  • изучать устройство микроскопа и соблюдать правила работы с ним;
  • получать навыки работы с микроскопом и лупой;
  • сравнивать животную и растительную клетки;
  • обобщать результаты наблюдений;
  • изучение строения растительной клетки;
  • различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма;
  • объяснять сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события;
  • распознавать одноклеточных и многоклеточных животных;
  • наблюдать за движением животных, отмечать скорость и направление движений, сравнивать передвижение двух-трёх особей;
  • доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе;
  • определять значение животных и растений в природе и жизни человека, доказывать на примерах ценность биологического разнообразия;

 

Планируемые результаты

2 года обучения

Личностные:

  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
  • потребность сотрудничества со сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
  • сформированы познавательные интересы и мотивы;
  • сформированы интеллектуальные умения;
  • сформировано эстетическое отношение к живым объектам;
  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки;
  • сформировано ответственное отношение к учению, готовность к саморазвитию и самообразованию;
  • сформирована эмоционально-нравственная отзывчивость на основе взаимодействия с природой;
  • сформированы эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов окружающего мира;
  • сформированы познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы;
  • сформированы личностные представления о ценности природы;
  • сформированы эстетические чувства и впечатления, эмоционально- нравственная отзывчивость от восприятия живых организмов;
  • сформировано первичное представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
  • сформированы эстетические чувства, впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира.

Метапредметные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • сформированы умения планировать, контролировать и оценивать учебные
  • действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • сформированы умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и
  • способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • сформировано умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
  • практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и
  • коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
  • познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и
  • открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
  • обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
  • соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
  • предмета;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
  • классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-
  • следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
  • понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
  • возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
  • свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
  • событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
  • распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
  • взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
  • собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
  • отражающими существенные связи и отношения между объектами
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Предметные:

  • сформировано умение пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
  • приобретут навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
  • научатся выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;
  • научатся аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • научатся аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • научатся раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • научатся выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • научатся устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • познакомятся с основными правилами поведения в природе;
  • научатся анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • научатся соблюдать правила работы в кабинете биологии

Особые условия проведения

Без ограничений

Материально-техническая база

Кабинет биологии, микроскопы (1-2 шт.), фотоаппарат, бинокль, видеокамера, проектор, компьютер, сканер, принтер, записывающий CD-ROM.

Другое оборудование требуется в зависимости от конкретных исследовательских задач и направлений работы учебных групп:

Микроскопы (1-2 шт.), фотоаппарат, бинокль, видеокамера, проектор, компьютер, сканер, принтер, записывающий CD-ROM.

Другое оборудование требуется в зависимости от конкретных исследовательских задач и направлений работы учебных групп:

Естественные

Неживые:

  • коллекция насекомых;
  • коллекция семян;
  • гербарии растений;
  • чучела птиц;

Живые:

  • растения комнатные;

Искусственные:

  • динамические (диапозитивы);
  • статические (рисунки).
  • лупы;
  • лабораторная посуда;
  • реактивы.

 

Раздаточный материал:

  • наборы открыток, картинок;
  • биологические игры