Программа «Юные биологи»

Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ состоит в том, что она способствует взаимодействию общего и дополнительного образования в формировании профессиональных интересов, в самоопределении старшеклассников, в их профильной подготовке предмета биологии.

 

В программе расширяются знания о клетке, о разнообразии живых организмов. Без знаний особенностей строения и функционирования клеток разных организмов, без четкого и ясного понимания особенностей строения и функционирования живого организма невозможно полноценное понимание ни одной из биологических наук. Особую важность данные сведения имеют для понимания общих особенностей функционирования растительного, животного организмов, организма человека.

 

Основная концепция программы заключается в комплексном подходе при изучении живых организмов на разных уровнях их организации. Учащиеся узнают, что ткани и органы всего живого построены на единой клеточной основе, имеющей общие, фундаментальные признаки и особенности. Программа направлена на развитие у учащихся интереса к биологии, к собственному здоровью

Педагоги

Просвиров Роман Васильевич

педагог дополнительного образования

Педагогический стаж- 7 лет

Содержание программы

 

Содержание учебного плана:

Блок 1. "Систематика".

Раздел 1. Основные систематические группы живых организмов.

Блок 2 "Многообразие живых организмов".

Раздел 1. Царство Бактерии.

Раздел 2. Царство Грибы.

Раздел 3. Царство Растения.

Раздел 4. Царство Животные.

Блок 3 "Организм человека"

Раздел 1. Системы человеческого организма.

Блок 4 "Эволюция живой природы"

 

Цели программы

Развитие потенциальных способностей учащихся в области биологического образования через систематизацию и углубление знаний о живых организмах.

Задачи:

Предметные:

1. Расширять понятийный запас учащихся по темам: «Растения», «Животные», «Человек», «Клетка», «Ткани живых организмов», "Основы генетики".

2. Обобщать особенности строения эукариот и прокариот, процессов жизнедеятельности у данных организмов.

3. Научить учащихся составлять родословные и решать генетические задачи повышенной сложности.

Личностные:

1.Формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.

2. Развивать мотивацию к обучению и познанию, к способности строить индивидуальную траекторию образования.

3. Способствовать развитию умения слушать и слышать другое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения. 

Метапредметные:

1. Научить характеризовать современные научные открытия в области цитологии, гистологии, физиологии и генетики; устанавливать связь между развитием данных наук и социально-этическими проблемами человечества

2. Развивать умение определять понятия, классифицировать биологические объекты, устанавливать причинно- следственные связи между событиями и явлениями в живой природе.

3. Продолжить развитие умения пользоваться поисковыми системами Интернет, анализировать и использовать биологическую информацию в реальной жизненной практике.

Результат программы

Планируемые результаты:

Предметные результаты обучения первого года обучения

Учащиеся научатся:

• характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

• обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

• выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

• выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

• сравнивать разные способы размножения организмов;

• характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

• обосновывать причины изменяемости и многообразия видов.

Учащиеся получат возможность научиться:

• выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

• выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию;

• проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

• прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся научатся:

• составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний;

• работать с дополнительными источниками информации и использовать их для поиска материала;

• представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий;

• представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

• преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Личностные результаты обучения

• формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности к самообразованию;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;

• развитие способности строить индивидуальную траекторию образования.

 

Особые условия проведения

Без ограничений.

Материально-техническая база

1. Компьютерное оборудование в кабинете:

  • компьютер
  •  проектор
  •  экран
  •  цифровой микроскоп

2. Электронные пособия:

  • Репетитор по биологии 1С
  •  Электронное пособие «Уроки биологии «Кирилла и Мефодия» – 10 класс, тема 6 "Организм. Закономерности наследственности и изменчивости"
  •  Генетика. Сборник задач с решениями и ответами. Издательство "Лицей"Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. http://www.licey.net/bio/genetics имеется электронный сборник
  •  Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Кириленко А.А. Ростов н/Д: Легион, 2009. – 176 с. http://www.alleng.ru/d/bio/bio105.htm – имеется электронный сборник
  •  Электронный задачник по решению генетических задач http://mirbiologii.ru/prezentaciya-na-temu-zadachi-po-genetike-po-biologii-9-i-10-klassa.html имеется электронный сборник
  •  Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. Болгова И.В. М.: Оникс, Мир и Образование, 2006. – 256 с.http://www.alleng.ru/d/bio/bio109.htm имеется электронный сборник

3. Наглядные пособия:

  •  Динамическое пособие. Перекрест хромосом.
  •  Динамическое пособие по генетике.
  •  Гаметогенез у животных.
  •  Демонстрационные таблицы.
  •  Микропрепараты по ботанике,зоологии.