Программа «Звонкий голос»

Ансамблевое пение играет важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Само по себе коллективное пение – прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности.

Пение – активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. При включении в хоровую самодеятельность у учащихся возникает целая гамма отношений эмоционально-психологического характера. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма.

Программа направлена на развитие интересов детей к разнообразным видам деятельности: пению, музицированию, движениям под музыку. В процессе обучения происходит развитие музыкальных способностей детей.

В основу программы положено развитие музыкально-исполнительской культуры учащихся. В программе уделено внимание реализации таких требований, как знакомство детей с музыкальным фольклором народов России и современной музыкой, а также выявление народно-песенных истоков русской профессиональной музыки. Для того чтобы дети захотели петь, педагогу просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Новизна программы заключается в том, что программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учет психофизиологических особенностей учащихся. Также, новизной программы является то, что она разработана для детей сельской общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Звонкий голос» – это механизм, который определяет содержание обучения вокалу учащихся, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков.

Педагоги

Богович Юлия Александровна, педагог дополнительного образования, стаж 20 лет, первая квалификационная категория.

Криенко Ирина Александровна, педагог дополнительного образования, стаж 31 год, первая квалификационная категория.

Дудкина Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования, стаж 16 лет, высшая квалификационная категория.

Шахметова Альфия Ахметгалеевна, педагог дополнительного образования, стаж 10 лет.

Федорова Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования, стаж 9 лет, первая квалификационная категория.

Борткевич Ирина Анатольевна, педагог дополнительного образования, стаж 21 год, первая квалификационная категория.

Содержание программы

1 год обучения

Введение. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика.- 2ч.

Раздел 1.

Вокально-ансамблевая работа -24ч.

Раздел 2.

Пение произведений.- 24ч.

 Слушание музыки.-8ч.

 Основы музыкальной грамоты и сольфеджио. -6ч.

Основы сценического движения  и ритмики.- 8ч.

2 год обучения

Введение. Инструктаж по ТБ. Стартовая диагностика.- 2ч.

Раздел 1.

Вокально-ансамблевая работа - 27 ч.

Раздел 2.

Пение произведений. 22 ч.

Слушание музыки. -8 ч.

Формирование чувства ансамбля. - 4ч.

Основы сценического движения и ритмики. - 9ч.

 

Цели программы

Цель: формирование и развитие индивидуальных творческих способностей учащихся средствами вокально-сценического искусства.

Задачи:

Личностные:

  • формировать эмоционально-осознанное отношение к музыке, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус;
  • формировать творческую мотивацию и психологическую готовность к самостоятельной продуктивной деятельности;
  • формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
  • формировать представления о нравственных нормах, развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, сопереживание чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
  • формировать мотивацию к музыкальному творчеству, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

 

Метапредметные:

  • развивать творческие способности у детей: самостоятельность, импровизацию, творческую инициативу;
  • научить адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
  • научить планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений;
  • научить формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
  • научить понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
  • научить использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен).

 

Предметные:

  • обучать навыкам самостоятельной, грамотной, осмысленной работы над своим голосом и репертуаром;
  • научить разбираться в музыкальном содержании и форме произведения, в идейной и эмоциональной сущности текста (его содержания, настроения, кульминации);
  • научить различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • научить описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
  • научить творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове;
  • познакомить с особенностями средств музыкальной выразительности (темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония).

 

Результат программы

Планируемые результаты 1 года обучения

 

Личностные:

  • сформируется эмоционально-осознанное отношение к музыке, музыкальный, художественный и эстетический вкус;
  • сформируется гражданственность и патриотизм;
  • сформируется система духовно-нравственных ценностей учащихся;
  • повысится уровень общей культуры, психологического здоровья;
  • сформируется творческая мотивация и психологическая готовность к самостоятельной продуктивной деятельности;
  • сформируется самосознание, осознания собственного "Я".

 

Метапредметные:

  • сформируются организаторские способности учащихся при подготовке и проведении праздничных мероприятий, концертов;
  • разовьются творческие способности у детей: самостоятельность, импровизация, творческая инициатива;
  • разовьются сенсорные способности ребенка;
  • разовьется вокальный слух и певческий голос, чувство ритма;
  • разовьется четкость дикции и навыки декламационной выразительности.

 

Предметные:

  • сформируются важнейшие умения и навыки эстрадно-вокальной техники;
  • обучатся навыкам самостоятельной, грамотной, осмысленной работы над своим голосом и репертуаром;
  • научатся разбираться в музыкальном содержании и форме произведения, в идейной и эмоциональной сущности текста (его содержания, настроения, кульминации);
  • сформируются музыкальные способности учащихся, разовьются их творческие возможности.

 

Планируемые результаты 2 года обучения

 

Личностные:

  • сформируется и разовьется художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • сформируются основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений (народных и композиторских);
  • сформируется целостный, социально – ориентированный взгляд на мир в процессе познания произведений разных форм, стилей, эмоциональной окраски;
  • овладеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни коллектива;
  • сформируются представления о нравственных нормах, разовьется доброжелательность и эмоциональная отзывчивость, сопереживание чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
  • разовьются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, связанных с исполнительской деятельностью (концерты, репетиции, плановые занятия и т.д.);
  • сформируется мотивация к музыкальному творчеству, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.

 

Метапредметные:

  • научатся рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
  • научатся адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения;
  • научатся реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;
  • научатся планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений;
  • научатся формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;
  • научатся понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;
  • научатся использовать речевые средства (а при необходимости и средства информационных технологий) для решения коммуникативных и познавательных задач (например, при обсуждении особенностей исполнения народных песен);
  • приобретут опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.

 

Предметные:

  • научатся различать основные жанры народной и профессиональной музыки;
  • научатся описывать явления музыкальной культуры, используя для этого специальную терминологию;
  • научатся исполнять песни, песни о родном крае, стране;
  • научатся понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов – импровизировать в пении, пластике, в театрализации – находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
  • научатся творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове;
  • познакомятся с особенностями средств музыкальной выразительности (темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония);
  • научатся поведению до выхода на сцену и во время концерта;
  • научатся правильно показывать самое красивое индивидуальное звучание голоса;
  • научатся работать в сценическом образе;
  • научатся петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно.

 

Особые условия проведения

 Без ограничений

 

Материально-техническая база

  • Наличие специального кабинета (кабинет музыки)

  • Наличие репетиционного зала (сцена).

  • Фортепиано.

  • Музыкальный центр, компьютер.

  • Записи фонограмм в режиме «+» и "-".

  • Зеркало.

  • Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

  • Нотный материал, подборка репертуара.

  • Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

  • Записи выступлений, концертов.

  • Музыкальные пособия, элементы костюмов.