- Главная
- Направления
- Социально-гуманитарная
- Прочее
- Программа «АБВГДейка»
Программа «АБВГДейка»
В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения.
Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Вторая причина актуальности этой проблемы – возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Программа по подготовке детей к овладению грамотой «АБВГДейка» направлена на овладение всеми перечисленными видами анализа, кроме того, занятия носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.
Педагоги
Довыденко Елена Сергеевна, учитель-логопед, образование высшее, НГПУ. Стаж педагогической работы - 21 год, высшая категория. Курсы повышения квалификации: «Содержание и методы работы в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО», 108 ч. октябрь 2018 г., ООО «Центр развития педагогики»,
Расписание
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Содержание программы
Программа реализуется с 01.09.2020 по 30.05.2022 года., рассчитана на 2 года обучения - 144 часа.
1 год обучения - 72 часа:
- знакомство с буквой и звуком - 22 часов;
- характеристика звука - 10 часов ;
- изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определённой группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные) - 10 часов;
- анализ и синтез графических букв - 10 часов;
- подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты) - 10 часов;
- пальчиковые игры - 5 часов;
- моделирование - 5 часов;
2 год обучения - 72 часа:
- чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов - 12 часов;
- выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией) - 5 часов;
- моделирование - 5 часов;
- обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки - 10 часов;
- работа над лексическим значением слов - 2 часа;
- слушание стихотворений, сказок - 2 часа;
- выполнение заданий на классификацию - 5 часов;
- игры со словами (разгадывание загадок, шуток, ребусов, шарад, составление рифм, чтение слов в разных направлениях, разными способами, составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте) - 2часа;
- пальчиковые игры - 5 часов;
- работа с деформированными текстами - 2 часа;
- анализ и синтез графических букв - 10 часов;
- подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты) - 10 часов;
- работа с книгой - 2 часа.
Цели программы
Программа направлена на создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.
В ходе реализации этой программы решаются следующие задачи:
Предметные:
- Развитие речевого слуха (фонетического и фонематического).
- Работа над чистым звукопроизношением.
- Развитие высоты, силы, темпа и громкости речи.
- Овладение непосредственно механизмом чтения.
- Обогащение словарного запаса, активизация его в свободных высказываниях.
- Формирование грамматического строя устной речи.
- Совершенствование элементарных графических умений.
Личностные:
- Воспитание у детей устойчивого интереса к обучению грамоте.
- Воспитание инициативности, коммуникативных умений и навыков.
Метапредметные:
- Развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, основ логического мышления.
- Развитие речевой культуры.
- Развитие мелкой моторики.
Результат программы
В результате реализации программы обучающиеся будут знать/понимать:
- значение терминов «звук» и «слово»;
- понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
- знать буквы русского алфавита.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
- правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» изолированно, в словах и во фразовой речи;
- правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «Ц» изолированно, в словах и во фразовой речи;
- произвольно регулировать силу голоса (громко – тихо), темп речи (быстро – медленно), речевое дыхание;
- использовать выразительные средства речи – темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;
- выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
- рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце;
- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат);
- записывать слово условными обозначениями, буквами;
- соотносить звук и букву;
- писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
- проводить звуковой анализ слов;
- читать слоги, слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.
Особые условия проведения
Программа платная.
Материально-техническая база
Для успешной реализации данной Программы необходимы:
столы и стулья по количеству детей, специально оборудованный кабинет.
Технические средства обучения:
- ноутбук;
- CD материал.
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр, а именно:
- на развитие восприятия цвета;
- на количество предметов;
- на развитие речи, мышления, памяти, внимания;
- на закрепление названий различных предметов;
- на узнавание и называние членов семьи;
- на закрепление названий частей тела.
Наглядно – образный материал:
- иллюстрации и картинки;
- наглядно – дидактический материал;
- игровые атрибуты;
- «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- стихи, загадки.
Стоимость
Стоимость одного занятия 90 рублей.