Программа «АБВГДейка»

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в специальной литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения.

 

 

Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.

 

 

Вторая причина актуальности этой проблемы – возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.

 

 

Программа по подготовке детей к овладению грамотой «АБВГДейка» направлена на овладение всеми перечисленными видами анализа, кроме того, занятия носят общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов, активной мыслительной деятельности, повышению работоспособности, нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

Педагоги

Довыденко Елена Сергеевна, учитель-логопед, образование высшее, НГПУ. Стаж педагогической работы - 21 год, высшая категория. Курсы повышения квалификации: «Содержание и методы работы  в дошкольном образовательном учреждении в соответствии с ФГОС ДО», 108 ч. октябрь 2018 г., ООО «Центр развития педагогики», 

Расписание

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.

Содержание программы

Программа реализуется с 01.09.2020 по 30.05.2022 года., рассчитана на 2 года обучения - 144 часа.

 

1 год обучения - 72 часа:

  • знакомство с буквой и звуком - 22 часов;
  • характеристика звука - 10 часов ;
  • изучение акустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определённой группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные) - 10 часов;
  • анализ и синтез графических букв - 10 часов;
  • подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты) - 10 часов;
  • пальчиковые игры - 5 часов;
  • моделирование - 5 часов;

2 год обучения - 72 часа:

  • чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов - 12 часов;
  • выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией) - 5 часов;
  • моделирование - 5 часов;
  • обучение приёмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки - 10 часов;
  • работа над лексическим значением слов - 2 часа;
  • слушание стихотворений, сказок - 2 часа;
  • выполнение заданий на классификацию - 5 часов;
  • игры со словами (разгадывание загадок, шуток, ребусов, шарад, составление рифм, чтение слов в разных направлениях, разными способами, составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте) - 2часа;
  • пальчиковые игры - 5 часов;
  • работа с деформированными текстами - 2 часа;
  • анализ и синтез графических букв - 10 часов;
  • подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты) - 10 часов;
  • работа с книгой - 2 часа.

Цели программы

Программа направлена на создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.

 

 

В ходе реализации этой программы решаются следующие задачи:

Предметные:

  • Развитие речевого слуха (фонетического и фонематического).
  • Работа над чистым звукопроизношением.
  • Развитие высоты, силы, темпа и громкости речи.
  • Овладение непосредственно механизмом чтения.
  • Обогащение словарного запаса, активизация его в свободных высказываниях.
  • Формирование грамматического строя устной речи.
  • Совершенствование элементарных графических умений.

 

 

Личностные:

  • Воспитание у детей устойчивого интереса к обучению грамоте.
  • Воспитание инициативности, коммуникативных умений и навыков.

 

 

Метапредметные:

  • Развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, основ логического мышления.
  • Развитие речевой культуры.
  • Развитие мелкой моторики.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать/понимать:

  • значение терминов «звук» и «слово»;
  • понимать и использовать в речи термины «звук» и «буква»;
  • знать буквы русского алфавита.

 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О», «У», «Ы», «И» изолированно, в словах и во фразовой речи;
  • правильно и четко произносить согласные звуки «М», «Б», «П», «Т», «Д», «Н», «К», «Г», «Х», «Ф», «В», «Л», «С», «Ц» изолированно, в словах и во фразовой речи;
  • произвольно регулировать силу голоса (громко – тихо), темп речи (быстро – медленно), речевое дыхание;
  • использовать выразительные средства речи – темп и ритм, паузы, разнообразные интонации;
  • выполнять упражнения для пальцев и кистей рук;
  • рисовать вертикальные, горизонтальные и округлые линии, штриховать несложные предметы;
  • писать буквы русского алфавита в клетке;
  • определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце;
  • различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
  • пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат);
  • записывать слово условными обозначениями, буквами;
  • соотносить звук и букву;
  • писать слова, предложения условными обозначениями, буквами;
  • определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
  • проводить звуковой анализ слов;
  • читать слоги, слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;
  • правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • составлять предложение из двух, трех слов, анализировать его.

Особые условия проведения

Программа платная.

Материально-техническая база

Для успешной реализации данной Программы необходимы: 

столы и стулья по количеству детей, специально оборудованный кабинет.

Технические средства обучения:

  1. ноутбук;
  2. CD материал.

 

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр, а именно:

  • на развитие восприятия цвета;
  • на количество предметов;
  • на развитие речи, мышления, памяти, внимания;
  • на закрепление названий различных предметов;
  • на узнавание и называние членов семьи;
  • на закрепление названий частей тела.

 

Наглядно – образный материал:

  • иллюстрации и картинки;
  • наглядно – дидактический материал;
  • игровые атрибуты;
  • «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
  • стихи, загадки.

Стоимость

Стоимость одного занятия 90 рублей.