Программа «Артер»

Занятия по программе проводятся на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Студёновской средней общеобразовательной школы Карасукского района Новосибирской области.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

 

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения, навыки обучающиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы и делая их в подарок родным и близким.

 

Отличительные особенности данной программы в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе.

 

Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала. Занятия в изостудии способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.

 

Система занятий построена с учетом следующих дидактических принципов: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, системность в формировании знаний, умений и навыков, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, краеведческий принцип и принцип связи всех сезонных изменений в природе, общественных событий, обычаев и традиций. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

 

В структуру программы каждого года обучения входят 72 темы. В каждой теме выделяют образовательную часть (первоначальные сведения о декоративно–прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение к произведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).

Педагоги

Якимова Наталья Александровна – педагог дополнительного образования по совместительству, квалификационной категории не имеет.

 

Уровень образования: высшее, Пржевальский государственный педагогический институт, квалификация «Учитель начальных классов», по специальности «Педагогика и методика начального обучения», 17.07.1990 г.

Стаж педагогической работы: 28 лет.

Расписание

Расписание занятий:

 

Вторник:

Группа 1–го года обучения: 15.00–15.45; 15.45–16.00 – перемена; 16.00–16.45.

 

Продолжительность занятия: 45 минут.

Перемена: 15 минут.

 

Режим занятий:

  • для обучающихся 1–го года обучения – 1 занятие по 2 академических часа в неделю, 72 часа в учебном году;
  • для обучающихся 2–го года обучения – 1 занятие по 2 академических часа в неделю, 72 часа в учебном году;
  • для обучающихся 3–го года обучения – 1 занятие по 2 академических часа в неделю, 72 часа в учебном году.

Содержание программы

Учебный план 1–го года обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Введение – 2 часа.
  • Рисование с натуры – 14 часов.
  • Рисование на темы и иллюстрирование – 20 часов.
  • Декоративно-прикладное творчество – 16 часов.
  • Лепка – 10 часов.
  • Оформительская деятельность – 8 часов.
  • Итоговые занятия – 2 часа.

Учебный план 2–го года обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Введение – 2 часа.
  • Рисование с натуры – 32 часа.
  • Рисование на темы и иллюстрирование – 20 часов.
  • Декоративно-прикладное творчество – 8 часов.
  • Оформительская деятельность – 6 часов.
  • Итоговые занятия – 4 часа.

Учебный план 3–го года обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Введение – 2 часа.
  • Рисование с натуры – 34 часа.
  • Рисование на темы и иллюстрирование – 32 часа.
  • Итоговые занятия – 4 часа.

Цели программы

Основная цель программы – формирование у обучающихся художественно–творческих способностей в изобразительной деятельности.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

 

Образовательные:

  1. Способствовать развитию творческих способностей (фантазии, воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений) в области изобразительного искусства.
  2. Способствовать развитию познавательного интереса к жизни и творчеству великих русских художников.
  3. Способствовать освоению практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Личностные:

  1. Способствовать формированию эмоционально–ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятию духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.
  2. Способствовать формированию общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме.

Метапредметные:

  1. Содействовать развитию мотивации к художественному творчеству.
  2. Содействовать развитию потребностей в самосовершенствовании, самостоятельности и аккуратности в практической деятельности и в жизни в целом.
  3. Содействовать развитию активности в конкурсах изобразительного мастерства.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся 1-го года обучения будут знать:

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
  • ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и живописи, цвета: главные и дополнительные, холодные и теплые;
  • и понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
  • об основах цветоведения, как манипулировать различными мазками, усвоит азы рисунка, живописи и композиции;
  • основы линейной и воздушной перспективы.

В результате реализации программы обучающиеся 1-го года обучения будут уметь:

  • передавать на бумаге форму и объем предметов, геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров; настроение в работе; применение основ линейной и воздушной перспективы;
  • выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
  • владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, различной по свойствам бумагой, использовать подручный материал.

У обучающихся 1-го года обучения будут развиты следующие личностные качества:

  • будет способен проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
  • будет способен творчески откликаться на события окружающей жизни.

 

В результате реализации программы обучающиеся 2-го года обучения будут знать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства;
  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции, перспективы;
  • различные приёмы работы карандашом, акварелью, гуашью, восковыми мелками, витражными красками и красками для росписи по ткани, способы обработки бумаги;
  • деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.

В результате реализации программы обучающиеся 2-го года обучения будут уметь:

  • применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
  • выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
  • правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге с учетом перспективы;
  • передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
  • передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
  • наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
  • в сюжетных работах передавать движение;
  • искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету.

У обучающихся 2-го года обучения будут развиты следующие личностные качества:

  • приобретут навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

 

В результате реализации программы обучающиеся 3-го года обучения будут знать:

  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
  • деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка.

В результате реализации программы обучающиеся 3-го года обучения будут уметь:

  • работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;
  • передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
  • наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
  • в сюжетных работах передавать движение.

У обучающихся 3-го года обучения будут развиты следующие личностные качества:

  • эмоциональный отклик на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;
  • умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
  • способность предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
  • понимание необходимости добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Учебное помещение: площадь 59,4 м², соответствует санитарным нормам, расположено в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Студёновской средней общеобразовательной школы Карасукского района Новосибирской области.

 

Материально–техническое обеспечение:

  • стол для преподавателя;
  • стул для преподавателя;
  • столы ученические;
  • стулья ученические;
  • шкафы для хранения инструментов и материалов;
  • ноутбук с необходимым программным обеспечением;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

Информационное обеспечение:

  • видео пособия;
  • учебные пособия;
  • интернет источники.

Перечень расходных материалов:

  • бумага;
  • пластилин и масса для лепки, соленое тесто (рельеф, скульптура);
  • палочки (граттаж), стеки;
  • тушь (кляксография);
  • восковые мелки (графика);
  • акварель;
  • гуашь;
  • витражные краски;
  • поролон;
  • кисточки;
  • штампы, трафареты;
  • фигурки из дерева, картона, пластика (деревья, цветы, фигуры людей, фрукты и овощи).

Педагогические технологии, используемые в программе:

  • технология группового обучения;
  • технология коллективного взаимообучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология игровой деятельности.

Дидактические материалы, используемые в программе:

  • гипсовые фигуры и предметы для постановочных работ;
  • серия художественных альбомов «Искусство детям»: «Графические орнаменты», «Акварельные цветы», «Дымковская игрушка» и т.д.;
  • раздаточные материалы;
  • инструкционные, технологические карты;
  • задания, упражнения;
  • образцы изделий.

Стоимость

Обучение по программе осуществляется на бесплатной основе.