Программа «Шахматное королевство»

Сегодня шахматы – популярный и эффективный способ развития интеллекта ребенка. Многие родители хотят познакомить своих детей с древней игрой. Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность, что является некоторыми признаками готовности к школьному обучению.

 

Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник -выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармоничного развития интеллекта ребенка в игровой форме.

 

Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.

 

Суть шахматной игры– математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка. В шахматах интересен сам процесс игры, а не только ее итог. Игра в шахматы может дарить радость творческого общения и возможность перенимать правильные и красивые поступки или учиться на ошибках. 

 

У воспитанников занимающихся шахматами, вырабатывается чувство субординации, умение распределять время, ставить цели и задачи, планировать свою деятельность. Набор перечисленных выше качеств и свойств личности, формирующихся и развивающихся при игре в шахматы, необходим каждому обучающемуся не только в учёбе, но и в повседневной жизни.

Педагоги

Иваненко Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории, высшее педагогическое образование, педагогический стаж работы 25 лет.

 

Награды педагога :

  •  Всероссийский интернет-конкурс искусств «Восходящая звезда 2016» Лауреат III степени, в номинации «Сайт, блог, группа в социальных сетях», 2016 год.
  • Областной конкурс «Семья-школа-социум» Диплом III степени, 2016 год.
  • Почётная грамота Губернатора НСО, 2017 год.
  • I Областной конкурс на лучшую организацию работы по взаимодействию  с родительской общественностью " Открытая школа" Диплом III степени, 2017 год.
  • Диплом международного смотра – конкурса педагогического мастерства, за реализацию принципа сотрудничества в совместной исследовательской деятельности педагога и обучающегося, 2017 год.
  • Региональный конкурс творческих педагогических проектов «Так зажигают звёзды», сертификат участника, 2018 год.
  • Почётная грамота администрации Доволенского района НСО 2018 год.
  • Благодарность Законодательного собрания НСО, 2018 год.
  • X Открытый региональный конкурс методических материалов "Секрет успеха" Диплом II степени, 2019 год.
  • XV Региональный этнокультурный конкурс детей и взрослых "Через прошлое в будущее" Диплом I степени, 2019 год.
  • Почётная грамота Министерства РФ 2020 год.

 

Расписание

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут, по утверждённому расписанию в дошкольных образовательных учреждений, с учётом всех требований СанПиНа к организации и проведению занятий с дошкольниками, всего 36 часов в год. Максимальная численность групп не более 10 человек. Данная программа реализуется на базе двух дошкольных образовательных учреждений с. Довольного.

Содержание программы

Занятие 1. Знакомство. История возникновения игры. Чтение сказки «Как появились шахматы». Игры на знакомство.

Занятие 2. Шахматная доска.  Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. 

Занятие 3. Шахматная доска. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и игры «Горизонталь», "Вертикаль".

Занятие 4. Шахматная доска. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. 

Занятие 5. Шахматные фигуры. Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадайка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», "Большая и маленькая«,

Занятие 6. Начальное положение. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», "Мяч«.

Занятие 7. Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», "Кратчайший путь«.

Занятие 8. Ладья. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 9. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. 

Занятие 10. Слон. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 11. Ладья против слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 12. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма "Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат".

Занятие 13. Ферзь. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

Занятие 14. Ферзь против ладьи и слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 15. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Занятие 15. КОНЬ. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), "Ограничение подвижности".

Занятие 16. Конь против ферзя, ладьи, слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 17. Пешка. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», "Один в поле воин".

Занятие 18. Пешка. Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 19. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), "Ограничение подвижности".

Занятие 20. Король. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля). 

Занятие 21. Король против других фигур. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".

Занятие 22. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», "Защита от шаха".

Занятие 23. Шах. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра "Первый шах".

Занятие 24. Maт. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат«.

Занятие 25. Maт. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один ход». 

Занятие 26. Maт. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

Занятие 27. Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

Занятие 28. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание "Рокировка".

Занятие 29. Шахматная партия. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода",

Занятие 30. Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятие 31. Шахматная партия. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

Занятия 32-34. Шахматная партия. Решение задач. Игровая партия.

Занятия 35-36. Повторение программного материала. Итоговая аттестация

Цели программы

Цель: создание условий для личностного и интеллектуального развития дошкольников, формирование общей культуры личности и организации содержательного досуга средствами обучения игре в шахматы.

 

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход.
  • познакомить детей с шахматными фигурами, шахматной доской, учить ориентироваться на ней.
  • познакомить детей с расстановкой шахматных фигур перед шахматной партией, с их начальным положением, ходом, взятием.
  • дать детям понятия «шах», «мат», «ничья», "пат".
  • учить детей правилам рокировки.
  • учить детей играть короткие шахматные партии.

 

Развивающие:

  • формировать навыки мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
  • развивать познавательные психические процессы: зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторные координации.
  • развивать творческое и вариативное мышление, способность мыслить и действовать самостоятельно.
  • развивать любознательность, самостоятельность, инициативность, коммуникативность.

 

Воспитательные:

  • вырабатывать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах.
  • воспитывать произвольность поведения, самоанализ и самоконтроль.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься выбранным делом.
  • воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
  • формировать потребность проводить свободное время в социально-значимых целях, занимаясь различной деятельностью.

Результат программы

В конце обучения воспитанники должны уметь:

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
  • правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
  • различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах, мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.
  • правильно вести себя за доской;
  • находить несложные тактические приемы;

В конце обучения учащиеся должны знать:

  • шахматные правила ;
  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур.
  • основные тактические приемы;
  • основные элементы позиции.

 

Особые условия проведения

Группы сформируются по желанию детей и по рекомендации родителей и воспитателей.

Материально-техническая база

Занятия проходят в актовом зале, имеются детские столы соответствующие возрасту детей и посадочные стульчики. На занятиях используются:

  • дидактические материалы для обучения игре в шахматы дошкольников;
  • наглядные пособия ( иллюстрации, фотографии, карточки, различные магнитные фигурки);
  • демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
  • настольные шахматы разных видов;
  • шахматные часы.

 

Информационное обеспечение:

При обучении используется компьютер и мультимедийный аппарат, а также программные средства для локальной работы с компьютером с выходом в сеть Интернет, что, безусловно, расширяет возможности работы педагога, и организации индивидуальной работы для воспитанников.

  • https://schoolchess.ru/zadachi/mat-v-1-xod/shaxmatnye-zadachi-dlya-detej.html  (22.04.2020) шахматные задачи для детей.
  • https://logiclike.com/math-logic/shahmatnye-zadachi (24.04.2020) Шахматные задачи для детей и начинающих: онлайн – обучение, ответы и решения.
  • https://chessiki.ru/category/chess/roditelam/rechaem-chaxmatu (20.04.20) Решаем с детьми шахматные задачи и комбинации

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.