Программа общеэстетического отделения «Фольклор»

Фольклор - не только величайшее культурное наследие прошлого, но и действенное средство всестороннего развития личности. Современные исследователи говорят, что с погружения ребенка в стихию фольклора закладывается тот фундамент, на котором в последствии формируются эстетические и нравственные идеалы. 

 

Детский фольклор оказывается важнейшим инструментом межличностного общения детей в группе, помогает детям в различных коммуникативных ситуациях, с его помощью устанавливается эмоциональный контакт, утверждаются формы поведения в коллективе.  Важно с ранних лет приучить детей постигать культуру своего народа, показать дорогу в этот мудрый и добрый мир.

 

На занятиях по фольклору ребята будут постигать азы песенно-танцевального наследия народов России, знакомится с элементами народной хореографии, народными праздниками и обычаями.  

 

Педагоги

Гнучева Алла Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Победитель конкурса воспитательных педагогических проектов "Россия- это МЫ!".

 

Автор статей:

  • Духовно-нравственное воспитание личности ребенка посредством изучения и приобщения к песенно-танцевальному фольклору Новосибирской области на примере детского фольклорного ансамбля "Зоренька".
  • Формирование коммуникативных умений и культуры коллективного творчества у обучающихся, фольклорного отделения на примере детского фольклорного ансамбля "Зоренька".

 

Куксин Андрей Евгеньевич, концертмейстер.

Содержание программы

Программа общеэстетического отделения «Фольклор» включаются изучение следующих разделов:

  1. песни календарных праздников (колядки, подблюдные, масленичные, веснянки, волочебные, троицкие, жнивные, осенние);
  2. песни свадебного обряда (величальные, корильные, плясовые, лирические, плачи);
  3. материнский фольклор (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки);
  4. музыкальные народные игры;
  5. хороводы;
  6. пляски.

Цели программы

Цель программы – знакомство с национальной культурой через приобщение детей к русской народной музыке.

 

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитание чувства бережного отношения к традиционному народному песенному исполнительству;
  • воспитание трудолюбия, личной ответственности за общее коллективное дело.

Образовательные:

  • обучение начальным вокально-певческим навыкам, присущим народной манере исполнения;
  • обучение сценическому воплощению народной песни, народных обрядов и других этнокультурных форм бытования фольклорных традиций.

Развивающие:

  • развитие интереса к занятиям традиционной народной музыкой, через изучение народных обрядов, жизнедеятельности и быта русского крестьянства, народных праздников, а также традиционной песенной культуры Новосибирской области;
  • развитие творческого потенциала каждого ребенка его эмоциональной сферы и творческого мышления;
    развитие у обучающихся музыкальных способностей (слуха, чувства ритма, музыкальной памяти).

Личностные:

  • приобретение сценического опыта и устойчивого интереса к традициям русского народа;
  • приобретение коммуникативного опыта и преодоление возможных барьеров общения со сверстниками и взрослыми;
  • создание условий для самораскрытия, самореализации обучающихся через моделирование ситуации успеха;
  • создание в детском коллективе атмосферы доверительного общения, сотрудничества с педагогом и другими обучающимися.

Результат программы

В результате реализации программы «Фольклор» обучающиеся будут знать:

  • элементы песенного фольклорного искусства;
  • некоторые характерные особенности народного пения.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • исполнять в ансамбле народные детские песни и попевки;
  • исполнять несложные элементы народной хореографии.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • трудолюбие и ответственность за общее дело;
  • коммуникативный опыт и умение преодолевать возможные барьеры общения со сверстниками и взрослыми;
  • опыт сценических выступлений, артистичность, раскрепощенность.

Материально-техническая база

Учебное помещение:  учебная аудитория для групповых занятий, концертный зал.

Материально-техническое обеспечение:

  • звукотехническое оборудование;
  • специализированные материалы (фонотека, фильмотека);
  • народные костюмы;
  • шумовые народные инструменты;
  • балалайки;
  • гармони.

Педагогические технологии, используемые в программе:  применение принципов традиционной народной педагогики через приобщение обучающихся к песенному и танцевальному фольклору Новосибирской области: воспитание трудолюбия, воспитание взаимопомощи, развитие творческой индивидуальности.