Программа «Основы театрального искусства», базовый уровень

Театральное искусство – это средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать развитие психических процессов, совершенствовать телесную пластичность, формировать творческую активность; способствовать сокращению духовной пропасти между взрослыми и детьми. Театральное искусство имеет огромное значение в системе духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Целенаправленная организация и планомерное использование театрализованной деятельности способствует личностному развитию детей, реализации творческого потенциала, позитивной самооценки и самосознания.

 

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

 

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать детей.

 

Данная образовательная программа позволяет выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции по следующим направлениям:

1. Воспитание основ зрительской культуры школьников;

2. Развитие навыков театрально-исполнительской деятельности;

3. Накопление знаний о театре.

Педагоги

Кривошеева Юлия Николаевна - педагог дополнительного образования. Имеет высшее педагогическое образование и большой опыт работы с детьми разного возраста.

Содержание программы

Разделы программы:

1. Ритм – 2 ч.

2. Ритмическая основа стихотворения – 5 ч.

3. Ритм в этюде, зарисовке, сценке – 4 ч.

4. Словесное действие – 2 ч.

5. Словесное действие как достижение цели – 2 ч.

6. Сценическое слово и объект его воздействия (сознание, воображение) – 2 ч.

7. Бессловесное действие – 3 ч.

8. Конфликт как противодействие – 4 ч.

9. Конфликт как «двигатель действия» – 4 ч.

10. Вера и условность театральной игры – 3.

11. Словесное действие. Слово как выразитель мысли, средство воздействия чувств и поступков – 4 ч.

12. Итоговое занятие - 1 ч.

Всего: 36 часов.

 

 

 

Цели программы

Цель программы: создание условий для всестороннего развития личности обучающихся средствами театрального искусства.

 

Задачи:

 

Образовательные:

- познакомить с элементами сценической грамоты;

- знакомить детей с театральной терминологией, с видами театрального искусства;

- совершенствовать художественный вкус учащихся;

- учить передавать в образе характер персонажей;

- выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.

 

Воспитательные:

- воспитывать нравственные и эстетические чувства обучающихся;

– воспитывать чувство доброты к окружающим, родной земле, культуре, традициям.

 

Развивающие:
- развить творческие способности учащихся, их речевую и сценическую культуру;

- развивать наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость;

- развивать чувство ритма и координацию движения.

 

Мотивационные:

- способствовать формированию устойчивой мотивации к знакомству с театром.

 

Общеучебные

Познавательные:

- расширять кругозор в области музыкально-эстетического и литературного творчества;

- формировать умения строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы;

- формировать умение сознательно добывать необходимые знания;

- формировать умения учиться, планировать и решать проблемы творческого характера.

 

Личностные:

- формировать нормы и правила, поведения в коллективе, принятые в общении с детьми и взрослыми;

- проявлять дисциплинированность, организованность, ответственность.

 

Метапредметные универсальные учебные действия

Регулятивные:

- формировать умение ставить и формулировать для себя новые задачи в обучении и познавательной деятельности;

- формировать умение самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, имеющимися возможностями ее реализации;

- формировать умение объективно оценивать качество выполненной работы;

- формировать умение адекватно воспринимать предложения и замечания педагога, товарища, родителей;

- овладевать основами самоконтроля и самооценки в процессе в процессе достижения результатов;

- контролировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

 

Коммуникативные:

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- уметь выполнять различные роли в группе: лидера, исполнителя, крика;

- уметь разрешать конфликтные ситуации на основе согласия и учета интересов.

 

 Оздоровительные:

- содействовать укреплению физического здоровья по средством двигательной активности на занятиях, физ.минутках;

- формировать понятия о здоровом образе жизни.

Результат программы

К концу 1 учебного года обучающиеся будут знать первоначальные сведения:

- о театре и театральном искусстве;

- о кругах внимания;

- предлагаемых обстоятельствах.

 

Обучающиеся будут уметь:

- организовать игру;

- формировать свою двигательную активность;

- в движении владеть словом;

- слушать и понимать партнера;

- рассказывать, обсуждать, инсценировать отдельные сцены сказок,

- воспитывается раскованность, общительность.

 

К концу 2 учебного года учащиеся будут знать первоначальные представления:

- об искусстве речи;

- о сценическом движении.

 

Обучающиеся будут уметь:

- владеть дыханием;

- пользоваться выразительными средствами;

- развивается внимание, память воображение;

- работать над дикцией;

- применить сценическое движение в этюде.

 

К концу 3 учебного года учащиеся будут знать:

- о словесном действии;

- о ритмичности.

 

Обучающиеся будут уметь:

- использовать бессловесное действие;

- использовать зрительную память;

- ощущать пространство.

 

К концу 4 учебного года учащиеся будут знать:

-  о профессии актера;

- о реквизите, о костюмах;

- о театральных цехах.

 

Обучающиеся будут уметь:

· работать над ролью;

· оценить точность реализации исполнительского замысла.

 

Личностные результаты:

- знание и обязательно выполнение правил техники безопасности здоровье сбережения на занятиях;

- соблюдение режима занятий и отдыха, выполнение физ.минуток;

- соблюдение принципа «не нарушать» личного пространства друг друга;

- проявление уважительного отношения к окружающим, дисциплинированности.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- развитие мотивов и интересов к данному виду деятельности;

- умение объективно оценивать свой результат деятельности;

- владение основами самоконтроля и самооценки;

- умение адекватно воспринимать предложения и замечания педагога, детей, родителей.

 

Познавательные:

- расширение кругозора в области театрального искусства;

- формирование специальных актерских знаний и умений;

- умение строить логические умозаключения, делать выводы.

 

Коммуникативные:

- умения координировать свои усилия в соответствии с условиями;

- умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности;

- умение использовать речевые средства общения в соответствии с задачей коммуникации.

Особые условия проведения

Занятия по программе проводятся в рамках школы художественно-эстетического развития "Начало". Обучающимся на занятия необходимо иметь: сменную обувь, комфортную одежду не сковывающую движений. Программа предусматривает постановку детских сказок, басен, к которым необходимо наличие элементов театральных костюмов, грима, атрибутов, музыкальной аппаратуры. 

Материально-техническая база

- учебный класс с зеркалом;

- наличие музыкального центра, аудио-видео аппаратуры, ноутбук;

- записи с фонограммами, тексты песен;

- сценарии спектаклей, фотографии, книги;

- тематические подборки материалов, текстов песен, стихов, сценариев, игр;

- костюмы, декорации, реквизит, атрибуты к спектаклю;

- раздаточный материал;

- грим.