Программа «Художественная лепка»

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Это одно из полезнейших занятий для ребенка, средство эстетического воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мышление, руки, пальцы, что способствует развитию речи, наблюдательности, фантазии.

 

Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребенка, выявить и развить творческие способности. Ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений.

 

Программа знакомит детей с интересной техникой изготовления поделок, картин с помощью пластилина, соленого теста и глины. Наряду с лепкой, обучающиеся получают знания по основам изобразительной грамоты и рисования, истории искусств, декоративно - прикладному искусству, основам дизайна.

 

Важная роль отводится культуре труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов, и времени, планированию работы и правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Педагоги

Садовская Александра Михайловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, средне- специальное образование, педагогический стаж 10 лет

Содержание программы

Учебный план 1 года обучения:

  • Раздел № 1 Работа с пластилином- 33 часа.
  • Раздел № 2 Работа с соленым тестом-21 час.
  • Раздел№ 3 Работа с глиной-18 часов.

 

Учебный план 2 года обучения:

  • Раздел 1. Работа с пластилином - 24 часа.
  • Раздел 2. Работа с соленым тестом - 30 часов.
  • Раздел 3. Работа с холодным фарфором - 36 часов.
  • Раздел 4. Работа с глиной - 44 часа.
  • Итоговая работа - 10 часов.

Цели программы

Способствовать раскрытию творческого потенциала личности учащихся посредством художественной лепки.

 

Задачи программы

 

Личностные:

  • воспитание интереса к народному творчеству;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости и любви к своему делу;
  • развить навыки коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в группе;
  • способствовать гармонизации психоэмоционального состояния;
  • воспитание художественного- эстетического вкуса, чувства цвета.

 

Метапредметные:

  • улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
  • развивать тактильную чувствительность, плавность, изящество и точность движений;
  • способствовать развитию внимания, памяти, фантазии, пространственного воображения, образно- логического мышления;
  • развивать творческие способности при изготовлении изделий из пластических материалов.

 

Образовательные:

  • сформировать знания об основных техниках лепки;
  • обучить основам композиции, колористике и применению их в самостоятельных творческих работах;
  • научить грамотно и аккуратно работать со специальными материалами и инструментами;
  • сформировать умения работать с различными материалами для лепки ;
  • создание условий для свободного экспериментирования с художествен­ным материалом- пластилином, соленым тестом, глиной.

Результат программы

В результате 1 года обучения по программе «Художественная лепка» учащиеся будут знать:

  • свойства пластических материалов;
  • виды и способы лепки различными пластичными материалами;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при лепке;
  • организацию рабочего места;
  • инструменты и приспособления (стеки, формовочные лопатки, подкладные доски).
  • творчество художников, скульпторов, народные промыслы России;
  • об особенностях лепных игрушек различных народных традиционных промыслов;
  • терминологию, относящуюся к процессу лепки;
  • основы изобразительной деятельности; основы цветоведения; основы композиции;
  • виды современного декоративно-прикладного искусства;
  • основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду.

 

В результате освоения программы «Художественная лепка» учащиеся будут уметь:

 

  • различать и лепить формы: шара, конуса, цилиндра;
  • владеть различными способами и приемами лепки: конструктивным, пластическим, комбинированным;
  • пользоваться стекой, печаткой, самостоятельно определять количество материала для работы;
  • лепить простейшие объекты действительности по памяти и представлению;
  • видеть общую, форму и отдельные детали, движение;
  • выполнять простейшие рельефные и объемные композиции;
  • оформить готовое изделие соответственно его назначению;
  • лепить разными способами при этом добиваться слитности деталей с основной формой, сохраняя пластическую целостность всей фигуры;
  • расписать орнаментальной росписью гуашью по мотивам народной игрушки;
  • сочетать орнамент с формой предмета;
  • выполнять декоративные пластины, добиваясь рельефного изображения путём налепа или выбирания глины стекой;
  • применять навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
  • осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
  • в результате занятий лепкой у обучающихся могут быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

 

 

В результате 2 года обучения по программе «Художественная лепка» учащиеся будут знать:

  • технологию работы с пластилином и глиной, технологию приготовления соленого теста и холодного фарфора (неокрашенного и цветного);
  • приемы и способы соединения деталей в поделках;
  • способы и приемы лепки из пластилина, соленого теста, холодного фарфора и глины, об использовании дополнительных приспособлений;
  • о способах сушки изделий из теста, о применении различных эффектов;
  • об использовании лакокрасочных материалов, инструментов и приспособлений;
  • основы проектировочной деятельности (рисунок, эскиз, чертеж, инструкционная карта, строение фигуры и лица человека, понятие о стилизации);
  • приемы использования подручных средств при работе с пластичными материалами;
  • о работе с учебной литературой, индивидуальной творческо-поисковая деятельности, о критериях оценки своей работы, об исправлении ошибок в работе;
  • о работе в коллективе, о взаимовыручке и поддержке;
  • о способах самоорганизации в групповой работе. 

 

В результате 2 года обучения по программе «Художественная лепка» учащиеся будут уметь:

  • самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто и холодный фарфор;
  • выполнять изделие с помощью каркасов разного типа;
  • соединять детали различными способами;
  • применять основные приемы лепки, как для небольших поделок, так и для составных конструкций, картин;
  • правильно сушить, применять различные эффекты (глазирование, подрумянивание, окрашивание) и оформлять изделие;
  • использовать при оформлении и изготовлении поделки подручные средства;
  • анализировать готовое изделие;
  • творчески подходить к выполнению работы;
  • использовать и лакокрасочные материалы, инструменты и приспособления; работать с цветовой палитрой;
  • применять на практике проектировочную деятельность (выполнение эскизов работы и инструкционных карт), применять прием стилизации;
  • творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач, не копировать чужие изделия;

 

В результате обучения по программе «Художественная лепка» у обучающихся будут развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

 

Особые условия проведения

Для успешного освоения программы каждому учащемуся для занятий требуются следующие материалы и инструменты:

цветной пластилин; соленое тесто; глина; альбом; карандаши цветные; карандаши грифельные; ластик; фломастеры; краски акварельные и гуашь; картон.

Материально-техническая база

  •  Светлое учебное помещение для реализации творческой деятельности.
  •  Все виды пластических материалов, необходимые для лепки (пластилин, соленое тесто, глина)
  •  Столы для теоретических и практических занятий, шкафы и полки для сушки изделий из солёного теста, для хранения материалов, для литературы;
  •  Проектор
  •  Экран
  •  Видеокамера
  •  Аудиоаппаратура
  •  Методические таблицы, пособия, шаблоны, фотографии, книги
  •  Инструменты и приспособления: ножницы, кисти, стеки, нож канцелярский, баночки под воду, линейка, наждачная бумага, циркуль, скалка, чеснокодавка, ситечко металлическое, кондитерские формочки, перчатки резиновые, губка;
  •  Дидактический материал (образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися).