Программа «Художественный труд», базовый уровень

Испокон веков люди бережно хранили и передавали из поколения в поколение традиционную культуру - приемы, способы, методы – секреты мастерства. Народная культура – это питающая основа для творческого саморазвития человека.

 

В последние годы педагогическая наука уделяет большое внимание духовному развитию личности, что способствует увеличению значимости в школьном преподавании предметов художественно-эстетического цикла. Воспитание сегодня предполагает эстетическое развитие личности в процессе преподавания всех предметов школьного обучения и организации всех видов детской деятельности.

 

Особую роль играет в этом процессе художественный труд, который формирует способность глубже чувствовать и понимать прекрасное в природе, в жизни общества, в искусстве, воспитывает художественный вкус, пробуждает желание к творчеству. Такой труд является декоративной, художественно-прикладной деятельностью школьника.

 

Настоящая программа позволяет организовать работу в школе эстетического развития «Начало» с учащимися разных возрастных категорий, через творческую работу удовлетворить интерес детей к эстетической красоте, помогает решению задачи их гармоничного воспитания и развить творческое мышление. Пробудить интерес к различным видам декоративного творчества. Комплекс практических занятий в различных декоративных техниках: аппликация, пластилинография и другие, позволяет ребятам обрести необходимые умения и навыки изготовления поделок из различных материалов.

Педагоги

Евсюкова Анна Анатольевна, педагог дополнительного образования декоративно-прикладного творчества.  Имеет среднее профессиональное образование, Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2011 г. В МБУДО ДДТ "Первомайский работает" с 2011 года. Имеет большой опыт работы с детьми разных возрастов.

 

Курсы повышения квалификации:

  • "Новосибирский областной колледж культуры и искусств" с 06.02.2020 г. по 17.02.2020 г. по программе: "Совершенствование профессионального мастерства преподавателя дополнительного образования детей в области декоративно-прикладного искусства", 72 часа.

 

Достижения педагога:

  • Почетная грамота отдела образования Первомайского района, 2020 г.
  • Диплом III степени Регионального конкурса творческих педагогических проектов "так зажигают звезды", 2015 г.

 

Достижения обучающихся:

  •  Диплом лауреата открытого окружного конкурса детского художественного творчества "Золотая курица" - Тетерина Вероника, Ситкина Веронрка, Карпова Алена, 2019 г.
  • Диплом II степени VIII Открытого регионального конкурса методических материалов "Секрет успеха", 2017 г.

 

 

Содержание программы

Разделы программы:

3 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 1 ч.

2. Космическое приключение – 3 ч.

3. Монотипия – 2 ч.

4. Работа с тканью – 3 ч.

5. Работа с бумагой – 8 ч.

6. Изонить – 3 ч.

7. Сделай подарок −4 ч.

8. Вытананка (вырезанка) – 2 ч.

9. Вышивка крестиком на картоне – 4 ч.

10. Весеннее настроение – 6 ч.

 Всего: 36 часов.

 

4 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 1 ч.

2. Работа с тканью – 4 ч.

4. Изонить – 3 ч.

6. Теневая аппликация – 3 ч.

11. Мозаика – 2 ч.

12. Бумагопластика – 4 ч.

13. Зимняя сказка – 4 ч.

14. Декоративный калейдоскоп – 4 ч.

15. Красота весны – 4 ч.

16. Орнаменты народов мира – 4 ч.

17. Смешение ранее изученных техник – 3 ч.

Всего: 36 часов.

Цели программы

Цель: создание условий для формирования навыков ручных технологий на занятиях художественного труда через развитие творческой деятельности, способствующей становлению новообразований личности младших школьников.

 

Задачи:

Образовательные:

- обучить техникам декоративного творчества (аппликация, пластилинография, изонить, вытананка;

- знакомить с историей и развитием искусства народное творчество;

- научить детей самостоятельной работы с шаблонами и эскизом;

- углубить знания в области композиции и цветоведения;

- продолжить формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм.

 

Развивающие:

- содействовать развитию связанной речи, основ теоретического мышления, памяти, развить видение отличительных признаков предметов;

- развить наблюдательность, творческое воображение, ассоциативно-абстрактное мышление, мелкую моторику пальцев;

- выработать усидчивость и аккуратность в работе;

- мотивировать к самовыражению в творческой проектной деятельности.

 

Воспитательные:

- формировать чувство ответственности, аккуратности, терпеливости;

- мотивировать учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации;

- поддерживание коллективной и индивидуальной творческой деятельность детей;

- поддержание интереса к творческой деятельности.

 

Личностные:

- научить помогать педагогу в организации выполнения основных правил техники безопасности на занятиях;

- сформировать понимание важности соблюдения норм в коллективе;

- научить помогать друг другу при выполнении сложных заданий и помощи в исправлении ошибок;

- выстраивание дружественных отношений в группе между детьми различных национальностей.

 

Результат программы

К концу обучения по программе обучающиеся будут знать:

1. знают основные виды декоративно-прикладного творчества и его историю;

2. знание понятий: схема, эскиз, линия, форма, пятно и силуэт, ритм, симметрия, контурный рисунок изделия;

3. знают основы практической работы с материалами на основе теории цветоведения и композиции.

4. знают правила техники безопасности в обращении с материалами и инструментами.

 

Обучающиеся будут уметь:

1.умеют пользоваться приёмами декоративного творчества, соответствующими 3 и 4-му году обучения;

2.умеют работать с ножницами, клеем, ниткой и иглой, умеют пользоваться рабочими эскизами;

3.умеют изготавливать простые изделия с применением разнообразных материалов и инструментов.

 

Личностные:

- выполняют основные правила техники безопасности на занятиях;

- сформировано понимание соблюдения норм  поведения в коллективе;

- умеют помогать друг другу при выполнении сложных заданий , оказывают помощь в исправлении ошибок.

 

Особые условия проведения

Занятия проводятся на базе МБУДО ДДТ "Первомайский".  

Материально-техническая база

- хорошо освещённый кабинет на 15 посадочных мест (с возможностью дополнительного освещения);

- шкафы для хранения материалов и приспособлений;

- столы для занятий с возможностью перестановки (исходя из целей занятия);

- необходимый для работы на занятиях набор инструментов (карандаши, фломастеры, цветные ручки, линейки, ластики, ножницы);

- необходимый набор материалов и приспособлений (краски, наборы фурнитуры, нитки, пряжа, ткань, фетр и т.д.);

- ноутбук с возможностью выхода в Интернет;

- раздаточные материалы (виды техник, эскизы работ, шаблоны);

- литература и иллюстративный материал соответствующей направленности.