Программа «Горница»

программа "Горница" 

Образовательная программа объединения «Горница» ориентирована на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней. Настоящая программа составлена на основе достижений классической и современной педагогики, построена с учетом возрастных и психологических особенностей детей и направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его сенсорных способностей, творческой деятельности по освоению традиционной культуры.Мудрость и простота, органически сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до детей высокие нравственный идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, терпимости, честности, уважения к старшим, забота о младших – заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром данной программы, ее духовным компасом.

 

Востребованность и актуальность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой личности, защиты и развития ее духовности. Настоящая программа отличается от аналогичных по профилю тем, что музыкально-фольклорные знания и умения систематизируют теорию и практику с учетом основ современной дидактики и возрастной психологии детей, включают национально-региональный компонент и направлены на решение задач общеобразовательной школы в условиях модернизации системы образования.

 

Обучение в фольклорном объединении Горница проводится по четырем предметам:

  • музыкальный фольклор;
  • фольклорный театр;
  • роспись по дереву;
  • традиционная тряпичная кукла.

 

Сочетание в программе этих предметов создает условия для проявления способностей ребенка в различных видах деятельности (исполнительство, творчество, театрализация, прикладное искусство), неразрывно связывает музыку, движение, театральное мастерство, ремесла, позволяющих комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусства ребенком. Исполнительство и детское творчество в музыкально-фольклорной деятельности сливаются в единый творческий процесс с его неотъемлемой частью – фольклорной импровизацией.

 

Программа является образовательной, так как в доступной и увлекательной форме для детей младшего школьного возраста и подростков дает серьезные знания по народному творчеству, включает в творческую художественную деятельность. В реализации образовательной программы «Горница» участвуют педагог и аккомпаниатор (гармонь, балалайка и другие народные инструменты).

Педагоги

Мурзинцева Татьяна Владимировна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 10 лет.

Уровень образования: среднее профессиональное, Новосибирский колледж культуры.

 

Быков Александр Витальевич - педагог дополнительного образования, без категории.

Содержание программы

1 год«Подражание» – этап вхождения в народное искусство – 144 ч.

2 год«Подражание с элементами импровизации» – этап направлен на интенсивное освоение традиций – 216 ч.

3 год«Импровизация» – этап определения и стабилизации интересов – 216 ч.

4 год«Творчество» – этап творческой самореализации, самовыражения – 216 ч.

 

Первый этап «Подражание» (1 год обучения) – этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ним. В основе обучения лежит метод припевания. Он являлся ведущим и единственным в аутентичных ансамблях. Постепенное накопление необходимых певческих навыков путем припевания, подстраивания молодых певцов к более опытным. Во время праздников, на гулянье, на посиделках певцы, как бы приноравливались друг к другу. На занятии молодым певцам полезно сидеть рядом с наставником и стараться подстраиваться под его голос, сливаться с ним в ансамбле.


Руководитель всегда имеет возможность оценить достоинства и недостатки голоса певца и выбрать оптимальный путь вокального обучения.


Второй этап «Подражание с элементами импровизации» (2 год обучения) - направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. Развитие эмоциональной отзывчивости музыкально- сенсорного слуха. Формирование навыков восприятия и интонирования фольклорных песен.

 

Третий этап «Импровизация» (3 год обучения). На этом этапе у детей появляется более точное определение и стабилизация интересов. Полученные на предыдущих этапах знания позволяют ребятам в полной мере насладиться народной культурой. Полученный багаж знаний, дает возможность для раскрепощения. Импровизация возможна только тогда, когда отлично владеешь искусством исполнения песенного материала.

 

Четвертый этап «Творчество» (4 год обучения) – этап творческой самореализации. Ребенок, владеющий основными знаниями русской традиционной культуры проявляет свою уникальность. Являясь носителем своей родословной, традиции: песенной, музыкальной, социокультурной удовлетворяет одну из важнейших потребностей – самовыражение.

Учебно-тематический план

Цели программы

Цель программы – создание особой русской традиционной среды для формирования общих культурных интересов и современной деятельности детей, развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.

 

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:

  • учить понимать роль семьи, свое место в семье, воспитывать будущих хозяина (хозяйку), мужа (жену);
  • развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
  • познакомить с традициями русской народной культуры – русских календарных праздников, художественно – прикладных промыслов;
  • сформировать интерес детей к миру традиционной русской культуры и культур других народов;
  • развивать специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления);
  • формировать исполнительские навыки в области пения, хореографии, театрализации;
  • развивать самостоятельность, инициативу и импровизационные способности у детей;
  • воспитывать творчески активную личность;
  • формировать интерес детей к миру традиционной русской культуры, воспитывать у детей чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • прививать интерес и любовь к русской тряпичной кукле как виду народного художественного творчества;
  • формировать знания, умения, практические навыки работы с текстильными материалами и умение самостоятельно создавать художественные изделия в традициях народного искусства.

Результат программы

По окончании обучения по программе каждый учащийся должен знать:


музыкальный фольклор:

  • встреча осени: осенины, «дожинки», обряд «последнего снопа», «приметные деньки»;
  • зимний святочный обряд: посиделки, гадания, ряженье, колядование, встреча старого Нового года, посевание;
  • масленица (название дней масленичной недели и связанные с ними обряды);
  • масленичные игры, песни, заклички;
  • жизнь русского человека во время поста. Песни во время поста, их жанровые особенности;
  • весенние обряды: встреча весны, встреча птиц (Сороки), Пасха, Красная горка, Егорий, вьюношный обряд; песни-веснянки, песни-заклички;
  • летние обряды: запирание весны и встреча лета – Семик, Троица;
  • кумление, «завивание» березки, русалки, Иван Купала, троицкие песни;
  • свадебные обычаи и обряды («расплетение косы», «приезд свадебного поезда», «выкуп невесты»);
  • частушки, считалки, загадки, сказки, пословицы и поговорки;
  • бытовые сказки;
  • хороводы (круговой, наборный, «плетень»), народные танцы (однопарные и контрадансные);
  • песни (хороводно-игровые, плясовые, протяжны, мужские-походные, военные);
  • основы фольклорного театра (драмы «Петрушка», «Барин»).

прикладное творчество:

  • общее представления о росписи, а так же о народных ремеслах в целом;
  • начальные знания по композиции и ритмической организации;
  • знать основные законы композиционного построения орнамента (симметрия, асимметрия, композиционный центр);
  • представление о геометрическом орнаменте в круге, квадрате, полосе;
  • представление о «Мезенской росписи», «Ракульской росписи», «Пучугской росписи»;
  • расписывать деревянные изделия любых сложных форм и конфигураций (доски, ложки, скалки, толкушки и другие кухонные предметы из дерева);
  • основы изготовления тряпичной куклы.

 


По окончании курса каждый воспитанник будет уметь:


музыкальный фольклор:

  • владеть певческими навыками;
  • владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни;
  • играть на предметах быта, которые в народе использовались как музыкальные инструменты (деревянные ложки, коса, пила, рубель, стиральная доска и т.д.);
  • плясать в «две ноги», в «три ноги» мягким и жестким шагом, с подскоком;
  • владеть простейшими дробями в сочетании с частушкой;
  • водить хороводы наборный, стеночный и круговые – «по солнцу» и «против солнца», а также способами «выворачивание рукава», «плетень», «улица», «ниточка с иголочкой»;
  • знать основные обычаи и обряды русского народа;
  • знать народные драмы «Петрушка», «Барин».

прикладное творчество:

  • владеть основными приемами художественного письма при выполнении элементов росписи;
  • владеть художественными материалами (простой карандаш, гуашевые краски);
  • уметь составлять эскиз для своего изделия;
  • свободно владеть приемами росписи по дереву;
  • уметь изготовить народную тряпичную куклу;
  • уметь творчески использовать свои умения и навыки;
  • получать удовлетворение практических чувств через создание полезных и красивых вещей.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • коммуникабельность;
  • патриотизм;
  • художественный и эстетический вкус;
  • стремление к творческому самовыражению;
  • дисциплинированность.

Особые условия проведения

В фольклорной студии «Горница» принимаются дети по заявлению родителей и по собеседованию с ребенком.

Материально-техническая база

  1. специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;
  2. музыкальные инструменты: фортепиано, гармонь, балалайка, домра, и т.д.;
  3. технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура, наборы кассет, микрофоны и др.;
  4. зал для проведения праздников;
  5. народные костюмы.

Стоимость

Согласно Уставу МКУДО «ЦДОД» утвержденного Постановлением главы Искитимского района от 12.05.2015 № 1000 п. 2.1. "Предметом деятельности Учреждения является реализация общедоступного и бесплатного дополнительного образования детей...".

Видео