Программа «Основы изобразительного искусства»

Изобразительное искусство имеет особое значение в воспитании детей младшего школьного возраста, так как формирует эстетические вкусы, приобщает к художественным ценностям традиционной народной культуры, развивает творческое воображение, зрительную память, индивидуальный творческий потенциал. В этот период развития наибольший интерес у обучающихся начальной школы именно стремление «попробовать» многочисленные виды "художественной деятельности, поскольку эта учебная деятельность максимально активизирует эмоции обучающихся.

 

Принципиальное значение на уроках изобразительного искусства играет возможность использования различных материалов, разных техник, что позволяет расширить круг практических навыков художественного творчества обучающихся (в том числе работы с деталями, выстраивания композиции и др.), а также развить пространственное воображение, ассоциативное мышление, укрепляющие познавательный интерес к изобразительной деятельности. Отличительной особенностью данной программы является использование в учебном процессе таких художественных материалов как: гуашь и акварель. Этот материал доступен для обучающихся,  дает больше возможности для создания разнообразных творческих работ и развития умения работать с данными материалами.

 

В основу педагогической концепции положено развитие коммуникативных качеств, повышение самооценки и познавательного интереса.

Педагоги

Белова Екатерина Александровна - педагог дополнительного образования, имеет высшее образование и первую квалификационную категорию.  

Содержание программы

Название разделов:
1. Тематическое рисование.
2. Рисование с натуры.
3. Декоративное рисование.
4. Беседы по изобразительному искусству.

Цели программы

Цель программы – создание условий для всестороннего развития личности учащихся средствами изобразительного искусства, формирование духовной культуры через нравственно-эстетическое воспитание, развитие творческих способностей, образного мышления, воображения.

 

Задачи программы:

Образовательные задачи:

За первый год обучения учащиеся должны научиться:

- правильно пользоваться карандашом, кистью, палитрой;

- знать основные цвета;

- уметь смешивать краски на палитре, получая дополнительные оттенки;

- вести работу от простого к сложному;

- ознакомиться с русским народным творчеством. 

 

За 2-3 год обучения учащиеся должны уметь выполнять следующие задачи:

- отделять главное от второстепенного, идти от простого к сложному, от общих очертаний к деталям;

- выразительно располагать рисунок на листе;

- передавать плавный переход от светлого к темному;

- передавать пропорции очертания, строения и цвет изображаемых предметов;

- правильно изображать форму предмета в пространстве;

- знать произведения русского художника: И. Левитана.

- хорошо знать русские народные промыслы;

- выполнять графические работы мягкими художественными материалами.

 

К концу 4 года обучения учащиеся должны:

- знать основы рисунка и живописи;

- знать законы композиции, правила компоновки, последовательность выполнения работы, композиционно-смысловой центр, основы перспективы, свойства рисовальных материалов;

- знать виды и жанры изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества. 

 

Воспитательные задачи:

- Воспитание коммуникативных качеств.

- Воспитание самостоятельности и творческой активности. 

 

Развивающие задачи.

- Развитие творческого воображения.

- Развитие образного мышления.

- Развитие глазомера и зрительной памяти.

Результат программы

Предметные:

- знание о различных видах творческой деятельности – жанрах живописи, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, истории искусства;

- знание основ и понятий по изучаемому предмету в объеме программного материала;

- владение специальными умениями и навыками по изучаемым предметам;

- владение специальной терминологией по предмету. 

 

Личностные:

- знание правил поведения и умение применять их на занятиях в ДДТ, в школе и общественных местах;

- сформированность устойчивой мотивации к занятиям изобразительным творчеством;

- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- умение управлять своими эмоциями, наполнять их позитивным содержанием. 

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение адекватно воспринимать предложения педагога, одноклассников в процессе выполнения работы;

- умение объективно оценивать результаты своей деятельности. 

 

Познавательные:

- умение учиться и решать проблемные творческие задачи;

- умение самостоятельно находить, анализировать и интерпретировать нужную информацию;

- владение основами критического мышления. 

 

Коммуникативные:

- умение договориться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- умение сформулировать свое мнение и представить собственную позицию;

- умение взаимодействовать со сверстниками, младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Особые условия проведения

Занятия в объединении проводятся на бесплатной основе в рамках школы художественно-эстетического развития "Начало".

Материально-техническая база

Хорошо освещенный учебный кабинет, наглядные пособия для обучающихся (натурный фонд, учебные таблицы, тематические альбомы), раздаточные материалы (дидактические игры, наборы художественных материалов), мольберты, ноутбук, телевизор, видеоплеер.