Программа «Мир экологии»

Актуальность образовательной программы.

Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации не только в нашей стране, но и во всём мире.В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования, как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка.

 

Новизна образовательной программы обусловлена тем, что ребёнок получает не только экологические знания, но и формирует экологическое мышление, культуру, благодаря этому  расширяется его кругозор, в непринужденной обстановке учащийся дополняет и развивает комплекс знаний, умений и навыков, приобретённых в общеобразовательной школе.

 

Отличительная особенность образовательной программы.

Главной отличительной особенностью предлагаемой образовательной программы является ее функциональность, вовлечение детей и родителей в практическую, исследовательскую деятельность, это гарантирует развитие творческих способностей вашего ребёнка, даёт умение самостоятельно получать новые знания.

 

Педагогическая целесообразность образовательной программы.

Программа педагогически целесообразна, так как при ее реализации решается не только образовательная задача – усвоение ребёнком сведений, экологических знаний, а также идёт процесс воспитания, формирование экологически грамотной личности, ответственного отношения к природе, здоровью и жизни человека.

Педагоги

Волкова Оксана Юрьевна – педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж – более 10 лет.

Образование: высшее, окончила «Новосибирский государственный педагогический институт», специальность «География» в 1997 году.

 

Курсы повышения квалификации:

с 11 марта 2019 года по 28 марта 2019 года, государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе: «Модернизация содержания и технологий образования в целях формирования у детей навыков здорового и экологически целесообразного образа жизни безопасного для человека и окружающей его среды» в объёме 108 часа.

Содержание программы

1 год обучения – 72 часа.

1. Введение – 2 часа.

2. Живая природа – 10 часов.

3. Неживая природа – 16 часов.

4. Взаимосвязь живой и неживой природы – 2 часа.

5. Край родной –10 часов.

6. Охрана природы – 24 часа.

7. Загрязнение окружающей среды – 8 часов.

 

2 год обучения – 72 часа.

1. Введение -  2 часа.

2. Растительный мир - 6 часов.

3. Животный мир - 8 часов.

4. Воздух: его состав и свойства - 4 часа.

5. Вода - источник жизни - 8 часов.

6. Космос - 6 часов.

7. Экология человека - 14 часов.

8. Моя Родина - Россия -  8 часов.

9. Охрана природы  - 10 часов .

10. Красная книга - 6 часов.

Цели программы

Цель образовательной программы: формирование творчески развитой личности ребёнка путём совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Задачи образовательной программы:

Обучающие:

· формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

· прививать школьникам умения и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его.

Развивающие:

· развивать потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

· развивать навыки работы в группах, координировать деятельность учащихся, учить анализу и самоанализу;

· способствовать развитию воображения, памяти, мышления, речи;

· расширять экологический кругозор учащихся.

Воспитательные:

· способствовать пробуждению ответственного и бережного отношения к природе, здоровью и жизни человека;

· воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками;

· содействовать формированию социально – активной, нравственной личности.

Результат программы

Ожидаемый результат.

Показатели в личностной сфере ребёнка:

- интерес к познанию мира природы,расширение кругозора;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

 

Учащиеся должны знать:

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);

- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;

- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;

- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);

-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними.

 

Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

- ухаживать за домашними животными и птицами;

- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);

- составлять экологические модели, трофические цепи;

- доказывать уникальность и красоту каждого природного объекта.

Особые условия проведения

Набор детей в группы свободный. В зависимости от интересов учащихся в программу могут вноситься изменения: уменьшение или увеличение учебного материала по определённым темам, может меняться последовательность прохождения разделов программы.

Материально-техническая база

Для проведения занятий необходимо помещение.

Для оснащения: педагогу – компьютер для показа презентаций.

Детям – рабочее место для выполнения практических работ.

 

Необходимые принадлежности: атлас, глобус, наборы для лабораторных и практических работ, наглядные пособия, дополнительная литература, энциклопедии, канцелярия.