Программа «Музыка и хоровое пение», стартовый уровень

  • (1)

Занятия музыкой и хоровым пением создают условия для художественного образования и эстетического воспитания детей, приобретения ими знаний, умений, навыков в области музыкального искусства, раскрытия и развития их творческих способностей. Музыкальное искусство это мощное средство для развития ребенка.

 

Хоровое пение удовлетворяет духовную потребность ребенка в развитии вокальных способностей и дает возможность реализовать духовную потребность индивидуума в пении, сформировать его эмоционально-чувственный опыт самовыражения через коллективную концертно-сценическую практику. 

 

Музыкально–эстетическое воспитание личности ребенка в данной образовательной программе строится по двум направлениям, что отражено в самом названии – «Музыка. Хоровое пение» и соответствует уровню освоения начального общего образования. Дети не только получают навыки хорового пения, но и узнают историю музыкальной культуры разных стран и народов, имеют возможность духовного приобщения к лучшим образцам музыкальных классических произведений и их авторам. Возможность для музыкально–эстетического развития предоставляется всем желающим без предварительного выявления музыкальных задатков. 

 

Особенностью данной образовательной программы является то, что она предлагает хоровое воспитание детей в условиях дополнительного образования с параллельным изучением предмета «Музыка» в соответствии с требованиями к начальному общему уровню образования. Осуществляя эстетическое воспитание детей средствами музыки и пения, выполняется задача: научить любого ребенка петь, независимо от природных данных (исключая патологические случаи), максимально развить его вокальные возможности.

Педагоги

Крючкова Людмила Робертовна - педагог дополнительного образования, квалификационная категория соответсвует занимаемой должности. Является одним из педагогов школы художественно-эстетического развития "Начало", по предмету "Музыка и хоровое пение". В МБУДО ДДТ "Первомайский работает с 2008 года. Образование: высшее. Кемеровский государственный институт культуры  1988 год. Специальность: культурно-просветительская работа. Квалификация: руководитель самодеятельности и хора. Педагогический стаж 39 лет.

 

Курсы повышения квалификации:

  • ГАУ ДПО НСО "Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования", 2017 г.

 

Достижения педагога: 

  • Почетная грамота отдела образования администрации Первомайского района, 2019 г.

Содержание программы

Разделы программы 1 год обучения:

1. Введение – 1 ч.

2. «Три кита» в музыке – 8 ч.

3. «О чём говорит музыка?» – 9 ч.

4. Куда ведет нас «Три кита»? – 8 ч.

5. Что такое музыкальная речь? – 10 ч.

ВСЕГО: 36 часов.

 

 

Разделы программы 2 год обучения:

1. Введение – 1 ч.
2. Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость – 8 ч.
3. Интонация – 8 ч.
4. Развитие музыки – 10 ч.
5. Построение музыки – 9 ч.

ВСЕГО: 36 часов.

 

 

Разделы программы 3 год обучения:

1. Введение – 1ч.
2. «Музыка моего народа» – 5 ч.
3. Между музыкой моего народа и других народов нет непереходимых границ – 4 ч.
4. «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» – 4 ч.
5. «Композитор – исполнитель – слушатель» – 4 ч.

ВСЕГО: 36 часов.

 

 

Разделы программы 4 год обучения:

1. Введение – 1 ч.
2. «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» – 5 ч.
3. «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?» – 4 ч.
4. «Можем ли мы увидеть музыку?» – 4 ч.
5. «Можем ли мы услышать живопись?» – 4 ч.

ВСЕГО: 36 часов.

Цели программы

Цель: создание условий здоровье сберегающей среды для обучения учащихся и мотивации их деятельности средствами музыки и хорового исполнительства.

 

Задачи:

Образовательные задачи:

- вовлечь учащихся в творческую деятельность через освоение образовательной программы по музыке и хоровому пению;

- формировать специальные компетенции учащихся.

 

Развивающие:

- расширять кругозор в области музыкально-эстетического образования.

- формировать умения строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

 

 

Воспитательные:

- прививать любовь и интерес к музыке;

- воспитывать уважительное отношение к произведениям музыкального искусства.

 

 

Личностные:

- знать и обязательно выполнять правила техники безопасности и здоровье сбережения на занятиях;

- формировать нормы и правила поведения, принятые в образовательном учреждении и умение адекватно применять их на занятиях, в игровом творческом процессе и в общественных местах;
- проявлять дисциплинированность, организованность и трудолюбие.

 

 

Результат программы

К концу 1-го года обучения обучения будут знать:

- музыкальные жанры – песня, танец, марш;

- элементы музыкальной речи;

- элементарные сведения о балете, опере, симфонической музыке;

- правила певческой установки (стоя, сидя), дикции, певческого дыхания, звукообразования;

- правила поведения в хоровом коллективе и в условиях концертного исполнительства.

 

Будут уметь:

- различать на слух разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения;

- разбираться в элементах музыкальной речи: в ладе, мелодии, метре, ритме, темпе, гармонии, динамических оттенках, тембре, интонационно-мелодическом строе;

- различать балет, оперу и симфоническую музыку;

- применять правила певческой установки;

- применять на практике правила певческого дыхания;

- применять правила звукообразования.

 

К концу 2-го года обучения обучения будут знать:

- характерные черты отличия песенности и танцевальности;

- виды интонаций (выразительные, изобразительные);

- средства музыкального развития;

- типы построения музыкальной формы;

- вокально-хоровые упражнения;

- способ формирования гласных звуков при пении двух звуков на один слог;

- программные произведения для хора.


Будут уметь:

- отличать марш от маршевости, песню от песенности, танец от танцевальности, песенно-маршевую музыку от песенно-танцевальной;

- определять значение музыкальной интонации, используемой композитором (выразительная, изобразительная);

- определять средства музыкального развития в процессе слухового восприятия музыкального произведения;

- определяют на слух форму музыкального произведения;

- исполнять вокально-хоровые упражнения.

 

К концу 3-го года обучения обучения будут знать:

- классификацию русских народных песен;

- состав и звучание оркестра русских народных инструментов;

- русские народные песни;

- песни народов мира.

 

Будут уметь:

- узнавать звучание оркестра русских народных инструментов;

- различать звучание и внешние признаки таких русских народных инструментов как: балалайка, гармошка, свирель, домра;

- понимать музыкальный язык народов мира;

- уметь исполнять русские народные песни;

- уметь исполнять песни народов мира;

владеть специальными умениями и навыками.

 

К концу 4-го года обучения обучения будут знать:

- связь между видами искусства: музыка – литература, музыка – изобразительное искусство;

- владение специальными (вокально-хоровыми) знаниями в полном объеме;

- понятие художественно-исполнительский образ музыкального произведения.

 

Будут уметь:

- обнаружить взаимодействие литературы на музыку;

- обнаружить взаимодействие музыки на литературу;

- умение обнаружить взаимодействие между изобразительным искусством и музыкой;

- давать эстетическую оценку прослушанным музыкальным произведениям;

- применять на практике базовые теоретические знания;

- проявлять творческое начало в процессе создания художественного образа хорового произведения, а также в условиях концертного исполнительства.

 

Личностные результаты:

- выполнение правил техники безопасности и здоровье сбережения на занятиях;
- проявление дисциплинированности, организованности и трудолюбия.

 

 

Особые условия проведения

Занятия проходят на базе МБУДО ДДТ "Первомайский".

Материально-техническая база

- учебный класс для проведения групповых занятий;

- наличие электронного фортепиано;

- наличие магнитофона;

- наличие школьной доски, стола для педагога, посадочных мест для педагога и учащихся;

- нотные хрестоматии к программе по музыке для общеобразовательных школ;

- нотная вокально-хоровая библиотека;

- аудиоматериалы;

- методические материалы;

- ТСО: ноутбук, телевизор, музыкальный центр, DVD плеер, фото и видеокамера.