Авторская программа «Заветными тропами родного края»

Развивая исследовательский потенциал подростка в области краеведения и этнографии, мы можем решать актуальные для современного общества проблемы духовно-нравственного обогащения личности ребёнка на примерах истории и культуры его малой родины, воспитание активной жизненной позиции патриота родного края – в этом заключается основная идея дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Заветными тропами родного края".

Практическая значимость данной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в следующем:

  • Применение технологии исследовательской деятельности обеспечивает приобщение подростка к самостоятельному осмысленному выбору нравственных идеалов исторических личностей, как образцов для подражания, позволяет сформировать устойчивый интерес к истории и культуре своей малой родины.
  • Система организации образовательного процесса предоставляет равные возможности для интеллектуально-творческого самовыражения воспитанников с равным уровнем и степенью сформированных исследовательских компетенций.
  • Содержание и методы воспитания в своём единстве обеспечивают запуск механизмов эффективного социального самоопределения подростка в социально-культурной среде Болотнинского района Новосибирской области. 
  • Система, организации экспедиционных, социально-значимых практик:этнографические экспедиции, научно-практические конференции, культурологические фестивали, историко-литературные гостиные, интеллектуальные игры формируют навыки организационной деятельности и становятся средством самовоспитания.

Педагоги

Мигель Надежда Алексеевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, автор программы "Заветными тропами родного края«.

На протяжении многих лет Надежда Алексеевна активно работает в составе жюри Областных профильных эколого-краеведческих смен, конференций, а также конкурсов:

  • Областная профильная смена «Юный краевед» (более 5 лет).
  • Областная эколого-краеведческая конференция «Ступени» (5 лет).
  • Региональный конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям» (2015 и 2018 годы).

Результативность педагогического поиска подтверждается участием Надежды Алексеевны в конкурсах различного уровня:

Диплом за III место во Всероссийском конкурсе педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям», г. Санкт – Петербург, 2011 г.

- Диплом в конкурсе педагогического мастерства «Одаренному ребенку – одаренный наставник» в рамках международной конференции исследовательских работ обучающихся учреждений дополнительного образования "Горизонты открытий – 2015".

- Диплом II степени в Областном литературном конкурсе, посвящённом Году культуры России в Греции и Греции в России "Души прекрасные порывы".

Содержание программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Заветными тропами родного края» разработана для учащихся в возрасте от 12 до 17 лет. Программа обучения рассчитана на три года.

Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 45 минут. Общее количество времени на освоение программы с одной учебной группой составляет – 648 часов:

· I год обучения – 216 часов, из них 108 часов индивидуальные занятия;

 

· II год обучения – 216 часов, из них 108 часов индивидуальные занятия;

 

· III год обучения – 216 часов, из них 108 часов индивидуальные занятия.

 

Индивидуальные занятия необходимы, т.к. они позволяют сделать образовательный процесс наиболее эффективным и результативным, полностью реализовать индивидуально-личностный подход в обучении, выстроить индивидуальные образовательные маршруты учащихся, мотивированных на достижение высоких результатов в данном виде деятельности.

Содержание образовательной программы "Заветными тропами родного края"

"Мои корни"

"Исследователи – летописцы"

"Природа нашего края"

"Этнография"

"Наш музей"

Историко – этнографическая экспедиция.

 

Цели программы

Цель программы «Заветными тропами родного края» -

формирование базовых основ духовно-нравственного и патриотического мировоззрения учащихся средствами исследовательской деятельности в области краеведения и этнографии.

Результат программы

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у учащихся будут сформированы:

  • готовность к эмоционально-ценностному восприятию духовной и материальной культуры многонационального народа Болотнинского района; 
  •  познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; 
  •  активная позиция патриота – исследователя родного края; 
  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; 
  • осознанное отношение к историческому, культурному и природному наследию родной земли.

 

При достижении метапредметных результатов у учащихся будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  •  планировать свои действия в соответствии с исследовательской задачей и условиями ее реализации; 
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату своей исследовательской деятельности;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей и других субъектов.

Учащийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые исследовательские задачи; 
  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение; 
  •  использовать, приобретённые знания для собственных творческих изысканий.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения исследовательских заданий с использованием дополнительной и специальной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников, архивных документов и др.;
  • целесообразно применять методы анкетирования и опроса на практике;
  • самостоятельно выделять предмет и объект исследования;
  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Учащийся получит возможность научиться:

  •  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и музейных архивов;
  •  осуществлять выбор наиболее эффективных методов краеведческого исследования в зависимости от конкретных условий;
  •  строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  •  адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, выполнять функции корреспондента, грамотно выстраивать диалог с респондентом;
  •  формулировать собственное мнение и позицию;
  •  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  •  уметь находить общий язык с респондентами разного возраста.

 

Учащийся получит возможность научиться:

  •  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  •  точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
  •  адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
  •  грамотно презентовать результаты своего исследования на различных аудиториях.

Особые условия проведения

Набор в группы ведётся на добровольной основе и не предусматривает вступительных экзаменов.

Обучаться по программе "Заветными тропами родного края" может любой желающий ребёнок.

Материально-техническая база

Имеется отдельный кабинет с компьютером и ноутбуком.

Система дидактического обеспечения

1. Блок дидактических материалов:

• этнографическая коллекция;

• коллекция археологических материалов;

• коллекция архивных материалов по истории Болотнинского района;

• комплект исторических карт Болотнинского района;

• коллекция слайдов и фотоматериалов.

2. Блок учебно-методических материалов

• методические пособия для педагога;

• разработки учебных занятий;

• методическая литература;

• специальная литература;

• информационные и справочные материалы.