«Музей-мастерская деревянного зодчества и этнографии»

  • (1)

Краеведение своими корнями уходит в далёкое прошлое. У всех народов мира во все времена были люди, которые хорошо знали окружающую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера, устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность материальной и духовной культуре народов.

 

Неоспорима мысль о том, что Малая Родина, Отечество, Родной край играет значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

 

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

 

Отличительные особенности данной программы:

Программа имеет интегрированный характер и включает ряд направлений:

  • историческое краеведение, культура родного края, музееведение, экскурсионная работа, освоения народных ремесел: выжигание по дереву, резьба по дереву, прорезная резьба;

 

  • раннее приобщение к краеведческой работе, включение ребенка в личностно-значимую творческую деятельность с целью развития творческих способностей;

 

  • изучение особенностей истории и своей местности;

 

  • формирование средствами экскурсионной работы научных основ, умений и навыков, необходимых для практической деятельности в области экскурсоведения.

 

Изучение своего края является важнейшим фактором самоидентификации личности в сложном, меняющемся мире, структурирования собственной картины мира, мировоззрения, от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувства Малой Родины к систематизированному знанию о родном крае.

 

Программа рассчитана на любой статус детей, имеющих любые интеллектуальные и творческие способности. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами учащихся и их родителей.

 

Особое место отводится углублёнию знаний о родном крае, как средство формирования личности чувства патриотизма, любви к малой родине, её природе, историческому прошлому.

 

 

Педагоги

Типсин Аркадий Флегонтович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

  • Почетный работник общего образования Российской Федерации,
  • Лучший педагогический работник Новосибирской области,
  • Лауреат «Золотой книги культуры Колыванского района Новосибирской области»,
  • Обладатель гранта областной администрации социально-значимых проектов,
  • Автор учебно-методического пособия «Деревянные кружева Колывани»,
  • Обладатель сертификата «Мастер традиционной культуры» в рамках проекта «Через прошлое к будущему»,
  • лауреат, победитель региональной ярмарки "Очарованье ремесла".

Аркадий Флегонтович – один из основоположников районного Колыванского краеведческого музея. Возрождая традиции многовековой народной культуры, он является постоянным участником районных, областных и зональных выставок.

Содержание программы

Образовательная программа «Музей-мастерская деревянного зодчества и этнографии» рассчитана для детей 9-18 лет, разработана с учетом возрастных особенностей детей, имеющихся у них теоретических и практических знаний.

 

Программа разработана на 2 года обучения:

Первый год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа (6 часов в неделю, 192 часа в год)

  • Изучение и практическое освоение материала для проведения экскурсии по музею-мастерской деревянного зодчества и этнографии.
  • Экскурсия по Колывани.
  • Поисковая и научно-исследовательская деятельность.
  • Проектная деятельность
  • Основы экскурсоведения.

Второй год обучения – 2 раза в неделю по 3 часа, или 3 раза в неделю по 2 часа (6 часов в неделю, 192 часа в год)

  • Краеведение.
  • Поисковая и научно-исследовательская деятельность.
  • Проектная деятельность.
  • Практическая работа.
  • Изготовление экспонатов на выставки. Творческая работа-выжигание, геометрическая и скульптурная резьба, выпиливание.
  • Выпиливание ручным лобзиком.
  • Резьба по дереву.
  • Деревянная архитектура Колывани.
  • Основы рисования.

Цели программы

Целью программы является формирование у обучающихся гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств в процессе музейно-краеведческой деятельности.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с основами музееведения, с методами исследования и описания предметов материальной культуры, с основами экскурсионной и поисковой деятельности;

 

  • сформировать практические навыки освоения народных ремесел: выжигание по дереву, резьба по дереву, прорезная резьба;

 

  • воспитывать чувство патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому прошлому;

 

  • научить планировать свою работу, выделять главное и систематизировать информацию.

Результат программы

В результате освоения данной программы обучающиеся:

В области метапредметных результатов:

  • умеют планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • в сотрудничестве с педагогом ставят новые учебные задачи;
  • оценивают правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение;
  • осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников, сведениями Интернета;
  • выстраивают логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

В области предметных результатов:

  • имеют представление об исторических и культурных ценностях края, знают художественные промыслов и народные ремесел района, умеют выделять объект исследования, обрабатывать, оформлять и хранить полученную информацию;
  • работают с архивными материалами, берут интервью и собирают воспоминания жителей поселка, анализируют и сравнивают фактические и статистические данные разных исторических периодов;
  • знают основы музееведения, выжигания и резьбе по дереву.

В области личностных результатов:

  • проявляют чувство патриотизма, бережного отношения к культурному и историческому прошлому.

Формой подведения итогов реализации данной программы является защита собственного проекта.

Особые условия проведения

Особые условия отсутствуют.

 

При приеме нет ограничений по полу, расе, национальности, языку, происхождению, месту жительства, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным организациям (объединениям), состоянию здоровья, социальному положению.

Материально-техническая база

Все необходимые материалы, инструменты, методические пособия имеются в нужном колличестве.

Занятия проходят в  помещениии музея