Программа «Город Мастеров»

Данная программа является модифицированной и относится к технической направленности.

 

Актуальность программы заключается в том, что у детей формируются начальные конструкторские умения в процессе изготовления изделий из различных материалов. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко – творческое воображение и объемно- пространственное мышление.

Начальное конструирование с элементами художественного оформления- познавательный процесс формирования начальных политехнических знаний, умений и развития у детей художественного и эстетического вкусов.

Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения.

 

Данная программа является целостным интегрированным курсом, который включает следующие виды творческой деятельности:

· бумагопластика,

· конструирование из бумаги,

· аппликация,

· оригами, киригами,

· моделирование папье-маше,

· моделирование из фольги,

· моделирование из пластилина,

· конструирование из бросового материала,

 

Чередование материалов и техник выполнения изделий способствует смене впечатлений и поддерживает постоянный интерес к работе как к увлекательной игре.

 

Новизна данной программы определяется ориентированием на целостное освоение материала: ребёнок эмоционально и чувственно обогащается, приобретает художественно-конструкторские навыки, совершенствуется в практической деятельности, участвует в полном цикле познавательного процесса от приобретения, преобразования знаний до их применения, адаптируется к экономическим условиям современной жизни.

При планировании занятий используются игровой и проектный методы, что обеспечивает решение познавательных, практических и игровых задач.

 

Данная программа:

· открывает перед ребенком мир черчения и математики, мир восприятия объекта, как набор повторяющихся объемов, развивая абстрактное мышление;

· расширяет кругозор, развивает конструкторско-художественные способности;

· формирует начальные технические знания для более успешного усвоения школьной программы по математике, черчению, технологии;

· позволяет участвовать ребенку в коллективном творчестве.

Педагоги

Лебедева Светлана Алексеевна-педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж – 20 лет.

Уровень образования – высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2004, «Профессиональное обучение (экономика и управление)», педагог профессионального обучения.

 

Повышение квалификации – НИПКиПРО, 2017 г., «Школа профессионального роста педагога дополнительного образования», 108 ч.

Расписание

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.

Содержание программы

Первый год обучения

  1. Вводное занятие – 1 ч.
  2. Первоначальные графические умения и навыки −8 ч.
  3. Аппликация – 9 ч.
  4. Конструирование из картона и бумаги – 26 ч.
  5. Моделирование из пластилина – 9 ч.
  6. Конструирование из бросового материала −9 ч.
  7. Моделирование из теста – 9 ч.
  8. Итоговое занятие −1 ч.

Итого - 72 часа

 

Второй год обучения

  1. Вводное занятие - 1 ч.
  2. Конструирование из бумаги, картона простейших моделей - 9 ч.
  3. Моделирование объемных фигур из алюминиевой фольги 9 ч.
  4. Бумагопластика - 9 ч.
  5. Киригами - 9 ч.
  6. Конструирование из бросового материала 9 ч.
  7. Моделирование из пластики - 8 ч.
  8. Моделирование из соленого теста 9 ч.
  9. Текстильная пластика - 8 ч.
  10. Итоговое занятие - 1 ч.

Итого - 72 часа

Цели программы

Цель программы – формирование у детей начальных конструкторских умений при изготовлении изделий из различных материалов, и создание условий для самореализации личности ребенка.

 

Задачи:

- Формировать графические навыки на начальном уровне: умение читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании различных материалов;

- Формировать умения устанавливать задачу, планировать последовательность действий и выбирать необходимые средства и способы их выполнения;

- Развивать образное и пространственное мышление, внимание, память, воображение, координацию движений, согласованность действий глаз и рук, мелкую моторику пальцев;

- Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, настойчивость к достижению цели, трудолюбие, формировать самостоятельность.

- Учить дарить радость творчества, быть счастливыми от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.

Результат программы

По окончании обучения обучающиеся должны знать:

• правила безопасной работы с инструментами;

• организацию рабочего места;

• название и назначение материалов, правила работы с инструментов и приспособлений;

• технологии работы с бумагой (сгибания, складывания, вырезания, склеивания).

• правила разметки по шаблонам, линейке;

• виды моделирования из пластичных материалов (пластилин, тесто) – из целого куска, деление на части,

• линии чертежа (прерывистая, прямая, надсечка);

• названия геометрических фигур;

• различные виды аппликации, историю возникновения бумаги, основы составления композиции;

• основные правила оформления поделок;

• понимать значение терминов: линия, геометрические фигуры, композиция, рисунок, лепка, роспись, чертеж, точка, прямая, сантиметр.

 

уметь:

• узнавать основные геометрические фигуры в объектах, выделять их;

• составлять заданные объекты из предложенных частей;

• экономно размечать материал с помощью шаблонов и линейки;

• изготавливать несложные изделия по технологической карте;

• предавать форму предмета, его при­знаки, величину, положение в объеме;

• использовать различные приемы работы с бумагой, резать бумагу ножницами по шаблону, соблюдая правила безопасности, изготавливать несложные аппликации, оригами;

• владеть художественными материалами и инструментами (карандаш, кисть, фломастеры, восковые мелки, уголь, акварель, гуашь).

• уметь пользоваться палитрой для получения смешивания цветов.

• создавать несложные сюжетные композиции;

• контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи (анализировать свои действия, планировать свою работу, представлять конечный результат).

 

Личностные результаты:

•формирование уважительного отношения к полезному труду, трудолюбия.

• проявление коммуникативных качеств:

- навыки совместной деятельности в коллективе;

- доброжелательное отношение друг к другу;

– способность выражать свои чувства, понимать и принимать другого;

– чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

• совершенствовать умения находить решения в ситуации затруднения.

• формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Особые условия проведения

Данная программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 7-11 лет.

 

Обучение по программе проходит в форме групповых занятий, обучающихся одного возраста, состав группы постоянный.

Количество обучающихся в группе от 10 до 12 человек.

В группу принимаются все желающие.

Набор детей проводится в начале учебного года. При записи ведется беседа для ознакомления с предстоящей работой и содержанием занятий.

Обучение по программе предполагает формирование интересов и мотивации к данной предметной области.

Материально-техническая база

Помещение: большое, светлое, проветриваемое.

Основной источник освещения- светильники равномерного рассеивания;

Рабочие столы размещены так, чтобы детям удобно было заниматься. Высота столов и стульев  соответствует росту ребенка.

 

В кабинете есть:

  •  доска для выполнения эскизов и технических рисунков.
  • стеллажи для размещения наглядного материала и детских поделок;
  • шаблоны, альбомы и раскладушки с фотографиями игрушек и детей;
  • оборудована игровая зона для проведения динамических пауз;
  • материал для занятий.

 

Необходимые инструменты:

Для работы с бумагой и картоном:

  • Линейка, карандаш, ножницы, шило, клей ПВА.
  • Для работы с пластилином, соленым тестом, глиной:
  • Кисть, валик для раскатывания теста, шампур, зу­бочистка, деревянная палочка для обра­ботки краев, стеки, вилки, карманная расческа, формочки для выпечки, насадки для кулинарного шприца разной формы, кофейное ситечко, чесноковыжималка, пробки с резьбой от бутылок, специальный ножик для резки теста.

 

Для работы с тканью:

 Иглы, ножницы, плоскогубцы, шило, нитки.

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.